«Аэрофлот» удвоит свой парк «Суперджетов»
Сбербанк пришел на помощь
О том, что Сбербанк передаст в лизинг «Аэрофлоту» десять самолетов Sukhoi Superjet 100, РБК рассказал представитель лизинговой компании и подтвердил представитель «Аэрофлота». Все самолеты планируется передать компании до апреля 2015 года, а сумма сделки в каталожных ценах составляет $354 млн, уточнил представитель ЗАО «Сбербанк Лизинг». Это вторая партия SSJ-100, которые «Аэрофлот» заказал еще в 2005 году. Авиакомпания стала стартовым заказчиком SSJ-100, заключив контракт в общей сложности на поставку 30 самолетов этой модели. Как отмечал в конце октября этого года вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Игорь Сырцов, все 30 самолетов будут поставлены «Аэрофлоту» до начала 2016 года. Сейчас у перевозчика десять таких лайнеров.
Проблемы с эксплуатацией
«Аэрофлот» получил первый Superjet в 2011 году, сейчас их парк вырос до десяти машин. Но первый опыт работы с гордостью отечественного авиапрома был для перевозчика непростым. Самолет изначально не удовлетворил «Аэрофлот» по своим характеристикам. Первые десять самолетов авиакомпания вернула производителю. Дело в том, что, согласно материалам ГСС, модель Sukhoi Superjet (SSJ-100/95B) по сравнению с первоначально заявленными характеристиками потяжелел на 3 т, это привело к увеличению потребления топлива примерно на 10%. Максимальная взлетная масса самолета (MTOW) выросла до 45,88 т. Такие данные привели к появлению новой конфигурации самолета на начальном этапе поставок – SSJ-100/95B Aeroflot-Light. Позже самолет был доработан до нужной «Аэрофлоту» конфигурации и получил название Full. Возвращенные первые десять самолетов производитель продал другим перевозчикам.
Однако и сейчас не все новые самолеты летают. Согласно статистике flightradar24.com, в пятницу из десяти поставленных «Аэрофлоту» два самолета находились на земле. Источник РБК в «Аэрофлоте» отметил, что «надеемся, эти самолеты будут лучше». По его словам, есть много направлений, на которые их можно поставить – Воронеж, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.
Сколько всего инцидентов с Superjet произошло, не известно, ни производитель, ни «Аэрофлот» не раскрывают. Глава Росавиации Александр Нерадько заявил в конце 2013 года, что «есть объективные показатели надежности и, конечно, они пока далеки от показателей надежности самолетов, которые уже давно находятся в эксплуатации», но «и новые самолеты иностранного производства тоже имеют свои изъяны» (цитата по ИТАР-ТАСС).
В то же время другой перевозчик, мексиканская Interjet, на самолет не жалуется. «В Мексике 14 ноября в воздухе были все 11 самолетов SSJ-100 авиакомпании Interjet», – говорит источник РБК в ОАК. В среднем они летают по 11 часов в день, уточняет он. «С каждой последующей поставкой качество самолетов SSJ улучшается», – говорит собеседник РБК в ОАК.
Его слова подтверждает и представитель другой авиакомпании Red wings (в декабре этого года компания получит первый из трех самолетов, ранее эксплуатировавшихся в «Московии»). «Налет у авиакомпании «Московия» составлял по 300 часов в месяц – их самолеты перейдут нам», – говорит гендиректор Евгений Ключарев. – Мы их планируем поставить на рейсы до Махачкалы и Грозного».
Дозаправка из бюджета
Производство самолета и двигателя к нему SaM146 пока приносят убытки производителям – ГСС и «Оборонпрому» («дочка» «Ростеха»). Как отмечается в отчете о результатах проверки Счетной палаты исполнения дорожной карты по развитию авиационной промышленности до 2025 года (ее копия имеется в распоряжении РБК), только в 2014 году расходы на взносы в уставной капитал ОАО «Оборонпром» в «целях финансирования инвестиционной программы по увеличению серийности производства двигателей SaM-146 и на финансирование стартовых убытков ОАО «НПО «Сатурн» составили 1,3 млрд руб. В 2013 году Минпромторгом на компенсации убытков было выделено 1,6 млрд руб.
Официальный представитель ОДК подтверждает данные Счетной палаты. С 2012 года на увеличение серийного производства самолетов было выделено 1,1 млрд руб. При этом на покрытие стартовых убытков было потрачено 1,89 млрд руб. Всего же убыток по программе SaM-146 составит 33 млрд руб. «Сейчас мы ведем активную работу в части сокращения издержек. В частности, получена экономия 20–25% по прямым материальным затратам только в рамках различных конструктивных мероприятий, а также замены поставщиков», – отметил официальный представитель компании. По его словам, в части серийного производства SaM146 есть положительные тенденции. «На данный момент мы сократили убытки на каждом двигателе с 45 млн руб. до 30 млн руб.», – отметил представитель ОДК.
Стоимость двигателя в рамках контракта с ГСС зафиксирована как процент от стоимости самолета, отмечает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, на начальном этапе ГСС контрактовало самолеты с существенным дисконтом, однако ожидаемое появление среди заказчиков самолета государственных структур должно привести к тому, что убыток от продажи SaM-146 сократится.
Убытки российской промышленности приносит не только двигатель для самолета, но и сам лайнер. Ранее представители ГСС отмечали, что в соответствии с планом компании операционная прибыль будет получена только к 2014 году, а чистая прибыль – в 2015 году. Официальный представитель компании не раскрывает убытки. Согласно отчетности ГСС по МСФО за первое полугодие 2014 года, убыток от продаж составил 460 млн руб.