Депутаты изменят резонансный законопроект о застройке заповедников
Комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству решил исключить территорию озера Байкал из законопроекта, который упрощает строительство инфраструктуры в заповедных зонах. Он также поручил добавить закрытый перечень инфраструктуры, разрешенный к застройке в некоторых охраняемых природных территориях.
Это следует из поправок ко второму чтению, которые комитет одобрил в пятницу, 15 апреля (у РБК есть их копия). Информацию об одобренных поправках РБК также подтвердили в пресс-службе комитета и заместитель его председателя Светлана Разворотнева.
Комитет по строительству и ЖКХ назначен ответственным за этот законопроект. Как правило, поправки, предлагаемые к принятию профильным комитетом, одобряют и другие депутаты. Поправки в законопроект были также одобрены на заседании совета Госдумы, которое состоялось в понедельник, 18 апреля. Второе чтение законопроекта запланировано на 19 апреля.
О чем законопроект и почему его критикуют
Госдума приняла законопроект «О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры» в первом чтении 6 апреля. Его внесло в парламент правительство, необходимость принятия инициативы объяснялась повышением «устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией».
Документ упрощает строительные процедуры, в том числе «приоритетных инфраструктурных проектов» в охранных зонах. Но в нем не были перечислены характеристики таких проектов. В первоначальном виде документ снимал необходимость проведения экологической экспертизы в районе озера Байкал и на других особо охраняемых природных территориях (ООПТ) при строительстве неограниченного перечня инфраструктуры до 31 декабря 2024 года.
Такой подход раскритиковали депутаты комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. В комитете заявили, что законопроект позволит строить промышленные объекты в заповедных зонах, в связи с чем большинство ООПТ будет подвергнуто «серьезному негативному воздействию» от промышленной деятельности, ущерб от которого будет «невосполним». В российском отделении Greenpeace отмечали, что ООПТ занимают 12,5% территории России и меры по стабилизации экономики не должны вовлекать заповедные зоны в хозяйственный оборот. А Всемирный фонд дикой природы (WWF) настаивал, что в документе должны появиться положения о гарантии целостности природных ландшафтов охранных зон, сохранности мест обитания и путей миграции животных.
Что изменится в документе
- На Байкале можно будет строить инфраструктуру только для БАМа и Транссиба
Согласно поправкам ко второму чтению, в границах Байкальской природной территории не допускается строительство каких-либо новых объектов инфраструктуры, за исключением модернизации и расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Делать это можно и сейчас: Госдума сняла некоторые экологические ограничения для строительства БАМа и Транссиба еще в 2020 году, в частности разрешив для расширения магистралей сплошную вырубку леса.
Таким образом, теперь законопроект закрепит уже существующие положения, запрещая строить любую другую инфраструктуру на Байкале. Застройка для железных дорог в охранной зоне Байкала разрешена до конца 2024 года.
- Экологическую экспертизу отменять не будут
Профильный комитет сначала оставил в законопроекте положение о необязательности проведения экологической экспертизы при строительстве «приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры» до конца 2024 года в границах особо охраняемых природных территорий. Предполагалось, что проверка экологических требований будет проводиться в рамках строительной экспертизы. Однако на заседании совета Госдумы было решено изменить это положение и вернуть требования к проведению экологической экспертизы в ООПТ. Не нужна она будет только для строительства магистральной инфраструктуры, к которой относятся, например, дороги. Это положение также действует до конца 2024 года.
В документе также появилось требование, что строить или реконструировать инфраструктуру можно «исключительно с соблюдением требований, установленных законодательством об охране окружающей среды». Необходимо при этом также проводить мероприятия по охране окружающей среды, такие как рекультивация, сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, охрана водных объектов и т.д.
«Это довольно странный пункт. Он о том, что должно соблюдаться законодательство, которое вообще-то и так должно соблюдаться», — говорит эксперт по ООПТ Greenpeace Михаил Крейндлин.
- Перечень приоритетных проектов инфраструктуры, которые могут появиться в охранных зонах
Из документа исчезла формулировка о разрешении строительства в заповедниках «иной инфраструктуры», к которой можно было отнести неограниченное количество объектов. Вместо этого депутаты предлагают дать «приоритетным проектам по модернизации и расширению инфраструктуры» определение и закрепить их перечень.
К таким относятся проекты, которые строятся для выполнения «приоритетов, целей и задач» стратегий социально-экономического и пространственного развития России, а также объекты, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры. К последним сейчас относятся автомобильные и железные дороги, порты, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы и инженерная инфраструктура. Согласно поправкам ко второму чтению, список этих объектов дополнился за счет:
- магистральных газопроводов, нефтепроводов и энергетической инфраструктуры, если их строительство идет по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
- социальной инфраструктуры, то есть школ, больниц, детсадов, если в регионе дефицит таких объектов и они строятся с привлечением средств из бюджета или денег от компаний, в которых государству принадлежит не менее 50%;
- промышленных объектов, если те обеспечивают «создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий». К приоритетным проектам также отнесли производства продукции, у которой нет российских аналогов и энергоэффективных стройматериалов.
При этом, согласно законопроекту, социальные и промышленные приоритетные объекты из этого списка нельзя будет строить или резервировать под них землю на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых землях, а также на землях защитных лесов и особо охраняемых природных территорий. Крейндлин поясняет, что такая формулировка означает невозможность строительства этих объектов на ООПТ федерального значения, то есть, например, в национальных парках. Региональные охранные зоны могут быть расположены, например, на землях лесного фонда и таким образом не подпадают под действие этого положения. Строительство на них может происходить, если это напрямую не запрещено режимом этих территорий.
По словам председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты, а частные инвестиционные стройки будут по-прежнему проходить стандартные процедуры согласований. Законопроект позволит примерно на год сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, говорит он.
В такой редакции документ «стал лучше», поскольку вводит некоторые ограничения и не даст построить, например, горнолыжный курорт в заповеднике, считает Крейндлин. Но список все равно можно трактовать довольно широко, отмечает он. «В итоге если в заказнике нет прямого запрета на строительство линейных сооружений, а к сожалению, много где его нет, то, получается, можно строить через заказник нефтепровод», — указывает эксперт.
Линейные объекты, например газопроводы, нефтепроводы, наиболее опасны для ООПТ, замечает Крейндлин. Они фрагментируют места обитания, а значит, разрушают пути миграции животных и ландшафт; и если стройка идет в лесу, то предполагает вырубку шириной 300 м.