OCCRP обнаружил торговлю компаний из ЕС с Крымом в обход санкций
В расследовании, которое опубликовал OCCRP, указано, что, несмотря на санкции ЕС, за последние два года в крымские порты зашли 24 судна с флагами стран ЕС, 43 зарегистрированных в Евросоюзе корабля, а также 22 судна, принадлежащих европейцам.
В частности, как пишут журналисты OCCRP, корабль MS Sudkap, принадлежащий немецкой компании Krey Schiffahrts GmbH, заходил в Керчь в июле 2014 года. Ее исполнительный директор Даниэль Гренземанн отказался отвечать на какие-либо вопросы, упомянув лишь, что у фирмы были серьезные проблемы из-за посещения Крыма кораблем.
Другой представитель немецкой компании, Максим Бабенко, объяснил, что их корабли нередко арендуются сторонними фирмами для перевозки грузов. «У нас есть список исключений, мест, куда наши суда не заходят по определенным причинам. Это отдельный список, он обсуждается с каждым подрядчиком. Что касается Крыма... Украинский он или российский, у нас нет четкой позиции по этому вопросу, как и, по-моему, у всего остального мира», — сказал он.
Немецкое посольство на Украине пообещало передать полученную информацию в соответствующие органы, подчеркнув, что Берлин и его партнеры в ЕС по-прежнему не признают Крым частью России.
Журналисты OCCRP обращались в посольство Греции с вопросом о греческом танкере Kriti, который, по их данным, заходил в Керчь в июне 2014 года, но не получили ответа.
Посольство Румынии отказалось признавать румынским корабль Ramzi, который принадлежит подконтрольной сирийскому бизнесмену румынской компании и ходит под флагом Того, отмечается в расследовании. По данным OCCRP, судно заходило в Севастополь в октябре 2015 года. В посольстве указали, что Бухарест контролирует лишь те корабли, которые ходят под румынским флагом.
Бывший сотрудник турецкой логистической компаний Palmali заявил, что на кораблях компании меняют флаги при подходе к Крыму. По его словам, сначала на них вешают украинский флаг, а после прохождения Керченского пролива меняют его на российский.
Авторы расследования говорят и о других нарушениях со стороны команд кораблей. В частности, они приводят в пример судно General, которое ходит под флагом Палау. По данным авторов расследования, оно заходило в порт Севастополя за грузом лома, а на время пребывания в порту отключало систему, которая позволяет выяснить местонахождение корабля. При этом по документам General шел в украинский город Херсон, но в итоге он там так и не побывал, следует из расследования.
Посол Турции в Киеве Йонет Джан Тезель заявил журналистам, что Анкара не признает присоединение Крыма к России. «Мы не поступимся своими принципами ради торговли с небольшим кусочком земли. Турецкие корабли не могут покинуть турецкий порт, заявив, что направляются в Крым. Но возможно, есть некоторые корабли с флагами других стран, которые утверждают, что идут в Россию, тогда как на самом деле следуют в Крым. Это не имеет отношения к официальной позиции Турции», — заявил дипломат.
Журналисты OCCRP утверждают, что западные бизнесмены «продолжают торговать с Крымом в нарушение политики своих стран».