Титов призвал бизнес брать на работу «дисциплинированных осужденных»
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил работодателям активнее закрывать вакансии на производстве осужденными из исправительных центров Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), рассказали РБК в пресс-службе бизнес-омбудсмена. Речь идет о тех, кому либо с самого начала суд назначил исправительные работы, либо заменил неотбытую часть наказания более мягким видом. Они живут в общежитиях под охраной и получают зарплату (с удержанием в пользу государства от 5 до 20%).
«По статистике ФСИН, сегодня услугами более 26 тыс. подобных специалистов пользуются около 1,7 тыс. работодателей — в промышленном производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг, жилищно-коммунальном хозяйстве, переработке мусора и так далее. ФСИН готова увеличить предложение», — заявил Титов РБК.
Бизнес-омбудсмен назвал осужденных к принудительным работам «дисциплинированной рабочей силой, которая находится под наблюдением и контролем со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы».
РБК направил запрос во ФСИН.
Практику принудительных работ стали применять с 2017 года, хотя в законодательство (ст. 53.1 УК) их включили еще в 2011-м. Заместитель директора ФСИН Валерий Максименко (позже осужденный к девяти годам лишения свободы за злоупотребления полномочиями и взяточничество) тогда сравнивал ее с вахтовыми работами, когда человек «работает вдали от дома», однако выбирать или менять работу не может.
В первых исправительных центрах в Тюменской, Тамбовской областях, а также в Ставропольском и Приморском краях находились около 900 человек. Со временем такие центры появились почти во всех регионах страны. По состоянию на апрель 2021 года на замену лишения свободы принудительными работами рассчитывали 182 тыс. человек, но исправительные центры были рассчитаны только на 8,2 тыс. человек.
В соответствии со ст. 53.1 УК принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Они назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со ст. 80.
В концепции развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 года предполагалось, что задействовать их должны были на производствах именно уголовно-исполнительной системы. Речь шла в том числе об обеспечении государственными, муниципальными и коммерческими заказами на производство продукции или выполнение каких-либо работ.
Привлекать осужденных из исправительных центров крупные компании начали несколько лет назад. Так, в 2020 году Сбербанк организовал проект в Новосибирске, где приговоренные к принудительным работам работали с компьютерами, не подключенными к интернету и внутренним информационным системам. В их задачи входила разметка данных, например перевод в электронный формат небольших фрагментов рукописного текста.
В июле о планах привлечь осужденных для работы на логистических объектах (для обработки заказов на складах) объявил онлайн-маркетплейс Ozon. Там обещали, что такие лица не будут работать курьерами или на пунктах выдачи заказов.
В прошлом году осужденных за разные преступления стали привлекать к участию в военной операции на Украине. Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин заявлял, что эти люди «встают на путь добра, с которого трудно вернуть», а в будущем могут разбираться с террористами, колонизаторами и обидчиками российских интересов. При этом он настаивал, что выпускать из тюрем ради отправки на фронт нужно и тех, кто сидит по «тяжелым статьям», поскольку они более мотивированы оказаться на свободе.
В минувшем феврале Пригожин сообщил, что набор заключенных в ЧВК «Вагнер» был полностью прекращен.
20 июня Государственная дума приняла закон, который разрешает призывать на службу по контракту граждан с судимостью в период действия военного положения, военного времени или мобилизации. Она одобрила также закон, который предполагает освобождение от уголовной ответственности и погашение судимости привлекаемых к участию в специальной военной операции. Освобождение от ответственности будет возможным, если осужденный получит госнаграду или уволится с военной службы по «отдельным основаниям, предусмотренным федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».