Два российских банка освободились от санкций Канады
Экспобанк и Росэнергобанк выведены из списка, следует из размещенных на сайте канадского МИД поправок к закону о «российских» санкциях. Никаких объяснений этого решения не приводится.
Экспобанк (основной владелец – Игорь Ким) неожиданно оказался в санкционном списке Канады, опубликованном 28 апреля, наряду с Росэнергобанком. Общим критерием внесения в список российских лиц и компаний на тот момент были «разумные основания полагать, что они связаны с правительством России» или были причастны к деятельности российских сил в Крыму. Банки были удивлены действиями канадских властей. В частности, председатель правления Экспобанка Кирилл Нифонтов написал письмо министру иностранных дел Канады Джону Бэрду, в котором назвал включение кредитной организации в черный список ошибочным. В письме канадскому министру Нифонтов предположил, что санкции предназначались для одноименного украинского банка — публичное акционерное общество — «Коммерческий банк «Экспобанк», деятельность которого могла иметь отношение к политическим событиям на Украине.
Ни Экспобанк, ни Росэнергобанк до сих пор не появились в санкционных списках ЕС и США, что косвенно указывало на их непричастность к событиям на Украине.
Активы лиц, внесенных в санкционные списки Оттавы, в Канаде подлежат замораживанию, канадским резидентам и гражданам запрещено вести с ними дела. Экспобанк и Росэнергобанк не имели счетов в Канаде и не вели операций с компаниями из этой страны, поэтому включение их в санкционный список представляло скорее репутационный риск. Экспобанк не смирился с ситуацией и привлек представителей лоббистской фирмы Ensight Canada и юридической McCarthy Tetrault для общения с канадскими властями с целью исключения из санкционного списка.
Джон Боскариол из McCarthy Tetrault, занимавшийся делом Экспобанка, не ответил на просьбу РБК рассказать об обстоятельствах включения банка в санкционный список и исключения из него. Росэнергобанк за помощью канадских лоббистов не обращался.
Канада подготовила официальное письмо с разъяснениями, почему санкции были введены, а потом сняты, но Экспобанк пока не получил этот документ, сообщил РБК представитель банка. «Мы были уверены, что включение Экспобанка в список являлось недоразумением и ошибкой. Рады, что данный вопрос успешно решен в короткие сроки и тема снята с повестки дня», - приводятся в пресс-релизе банка слова Нифонтова. «Мы подтверждаем снятие санкций Канады, это результат совместной работы юристов банка, Канадской адвокатской компании Osler, Hoskin & Harcourt LLP, Montreal, а также команиии White and Case LLC с государственными органами Канады», - заявил РБК Марк Шрайбер, первый заместитель председателя правления Росэнергобанка.
Экспобанку и Росэнергобанку повезло: добиться исключения из западных черных списков непросто, даже если пострадавшие готовы обосновать свою невиновность. Федеральный судья Канады Рассел Зинн проиллюстрировал сложность такой задачи на примере лица, внесенного в санкционный список Совета безопасности ООН по подозрениям в связях с террористами: «Просить человека доказать, что он не является членом «Аль-Каиды» - все равно что просить его доказать, что фей и гоблинов не существует». Санкции, как правило, не предусматривают механизма компенсации лицам, попавшим в черные списки по ошибке, за нанесенный ущерб.
Канада начала вводить экономические санкции в отношении России в марте 2014 года и в целом следует линии Соединенных Штатов в этом вопросе. Однако в апреле Канада, в отличие от США, не стала налагать санкции на главу «Ростеха» Сергея Чемезова и президента «Роснефти» Игоря Сечина. Оттава не хотела навредить таким образом интересам канадских компаний в России, сообщало Reuters со ссылкой на источники, знакомые с соображениями властей. Позднее США распространили так называемые «секторальные» санкции на «Роснефть», тогда как Канада не вводила в отношении компании никаких ограничений.