Цена на хлопья для овсяной каши достигла рекорда
Посевы овса снижаются уже больше трех лет подрядРосстат зафиксировал рекордное подорожание овсяных хлопьев в рознице. В августе 2021 года, по подсчетам ведомства, средние розничные цены на геркулес (речь идет не о торговой марке, а о типе продукции — очищенных и обработанных зернах овса) составили 80,5 руб. за 1 кг. В сентябре цены вновь выросли: овсяные хлопья подорожали до 80,9 руб. за 1 кг.
Планку 80 руб. за 1 кг цена на хлопья для геркулесовой каши преодолела впервые за историю наблюдений Росстата как минимум с 2000 года. В августе и сентябре 2020-го цена держалась на уровне 72,1 руб. за 1 кг, что на 12% ниже, чем в этом году.
Подорожал не только геркулес: цены на овсяную кашу в магазинах, включая овсяные хлопья быстрого приготовления, выросли в январе—августе 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%, до 94 руб. за 1 кг, сообщили РБК в исследовательской компании GfK, которая отслеживает покупки более 20 тыс. российских домохозяйств.
В 2021 году поставщики повысили цены на овсяные хлопья «в пределах 20%» по сравнению с ценами прошлого года, уточняет представитель торговой сети «Лента». У крупнейшей торговой сети Восточной Сибири «Командор», по словам ее представителя Дмитрия Болотова, овсяные хлопья подорожали примерно на 15% по сравнению с 2020 годом.
РБК направил запросы в X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), «Магнит» и «Ашан».
Почему дорожает овсянка
Основная причина — рост закупочных цен у поставщиков, говорит Дмитрий Болотов. Поставщики, по его словам, в этом году не раз предупреждали о росте оптовых цен, ссылаясь на значительное удорожание сырья, упаковки, низкую урожайность, сокращение посевных площадей, засуху, а также тяжелые условия уборки в ряде ключевых регионов, где выращивают овес, — в Сибири и на Урале.
В прошлом году в конце лета цены на овсяные хлопья для геркулесовой каши уже били рекорды: тогда овес подорожал из-за неблагоприятных погодных условий в регионах Сибири, где собирают около 40% всего урожая овса (в частности, Алтайский край и Новосибирская область пострадали в прошлом году из-за засухи).
В себестоимости овсяных хлопьев основная часть приходится на зерно, а, по данным поставщиков, овес за год подорожал более чем на 30%, продолжает Болотов. Кроме того, выросла стоимость упаковки и ингредиентов, которые входят в состав каш из овсяных хлопьев, — сублимированные ягоды и фрукты, сахар, сухое молоко.
Цены, по которым поставщики закупают овсяные хлопья, с весны выросли в среднем на 30%, объясняет заместитель предправления ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Часть поставщиков закупают у заводов овсяную крупу, из которой потом сами производят хлопья, а часть — уже готовые овсяные хлопья, фасуют их и продают под своими брендами. Повышение цен связано с ростом стоимости не только сырья, но и упаковки, подтверждают и в компании «Русский продукт» (выпускает в том числе геркулес).
В Алтайском крае, на долю которого в 2020 году приходилось почти 9% всего урожая овса, средняя цена на овсяные хлопья у заводов-производителей по состоянию на 10 октября составляла 28,6 тыс. руб. за 1 т, тогда как еще месяц назад, 10 сентября, это были 26,6 тыс. руб., сообщили РБК в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). У оптовых компаний, которые продают нефасованные овсяные хлопья, средние цены в сентябре 2021 года составляли 31,9 тыс. руб. за 1 т, в октябре они выросли уже до 32,5 тыс. руб. за 1 т.
Примечательно, что в сентябре 2020 года цены у производителей и оптовиков были даже выше, чем в этом году: соответственно 30,1 тыс. и 32,1 тыс. руб. за 1 т. Но год назад в опте еще продавалась относительно дешевая продукция, поступившая от производителей в предыдущие месяцы. Тогда, в сентябре 2020-го, у производителей как раз начался рост цен, связанный с тем, что запасы урожая 2019 года почти закончились, а новый еще не начал поступать в переработку, объясняет заместитель гендиректора ИКАР Ирина Глазунова.
На повышение оптовых цен на овес повлияли снижение производства и ухудшение качества зерна в урожае 2020 года из-за непогоды, указывает Дмитрий Леонов. Посевные площади овса, по сведениям Росстата, падают как минимум последние три года: в 2021-м были засеяны 2,3 млн га, что на 5,9% меньше, чем в 2020-м. Урожай овса в прошлом году был на 6,6% ниже, чем в 2019-м: всего было собрано 4,1 млн т.
Снижение площадей посевов овса затрагивает в первую очередь фураж (зерно, которое идет на корм животным), именно он составляет большую часть производства всего овса по России, уточнили РБК в пресс-службе Минсельхоза. По словам его представителя, аграрии замещают овес на более маржинальные культуры — зерновые, масличные, сою, но эта тенденция практически не затрагивает продовольственный овес, валовой сбор которого обеспечивает необходимый объем производства овсяных хлопьев. Текущих объемов производства овса достаточно, чтобы полностью обеспечивать потребности внутреннего рынка, настаивает представитель Минсельхоза.
Как часто россияне покупают овсянку
Категория варочных каш, куда входят и овсяные хлопья, — один из традиционных видов завтрака, их потребление держится на стабильном уровне и практически не менялось за последние три года, констатирует ведущий аналитик отдела управления продуктами компании «Русский продукт» Зоя Кибисова (на долю каш компании под брендом «Геркулес» приходится около 15% рынка варочных каш).
Овсянку россияне могут потреблять в виде цельной овсяной крупы (но цельные зерна будут вариться 40–60 минут), овсяных каш в пакетиках быстрого приготовления со вкусовыми добавками, хлопьев геркулеса или быстро разваривающихся овсяных хлопьев. Хлопья под торговой маркой «Геркулес» выпускались в СССР, и сейчас это стало нарицательным названием.
Спрос на овсяные хлопья остается на прежнем уровне, уверяет и представитель «Ленты». Овсянка — вторая по популярности крупа у россиян, признают и в GfK. Чаще всего потребители покупают рис, затем идет овсянка (как крупа, так и хлопья), далее — гречка.
Потребление овсянки незначительно снижается, следует из данных GfK: если в январе—августе 2020 года ее покупали 54% домохозяйств, спустя год — 47%. Потребители могли или переключиться на другие крупы, или отказаться от овсянки без всякой замены, полагают в исследовательской компании. Второй вариант может быть связан с тем, что в прошлом году потребители больше находились дома из-за пандемии и самоизоляции и завтракали дома — именно овсянка лидирует среди круп, которые используются для приготовления завтрака. В этом году серьезного локдауна не было, поэтому не завтракали так плотно дома из-за спешки либо потому, что есть возможность утром перекусить по дороге или на работе, добавляет представитель GfK.
С октября 2020 года по сентябрь 2021-го продажи каш, которые требуют приготовления, в крупнейших розничных сетях выросли на 1,6% в денежном выражении, но сократились в объемах на 8%, следует из данных аудита розничной торговли NielsenIQ.