РЖД ввели ограничения на отгрузку зерна на экспорт
Российские железные дороги с 17 декабря 2014 года ввели ограничения на отправку зерна на экспорт в адрес всех грузополучателей. Об этом говорится в телеграмме РЖД (документ есть в распоряжении РБК). Транспортная госмонополия ссылается на «необеспечение выгрузки и приема вагонов с зерном» и проблемы с отставанием движения поездов. Ограничения будут действовать до их отмены, говорится в документе.
Представитель РЖД от комментариев отказался. Пресс-служба группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) также не стала комментировать письмо РЖД (отгрузка зерна идет в основном через два терминала в этом порту).
Источник, близкий к РЖД, утверждает, что решение об ограничении экспорта было принято не самой монополией: «компанию поставили в такие условия», сказал он, отказавшись от дальнейших объяснений.
Проблемы с экспортом зерна начались еще в ноябре. 27 ноября Россельхознадзор заявил, что обеспокоен тем, что производители зерна не соблюдают карантинные требования при перевозке зерна как по территории России, так и при экспортных операциях. Представители ведомства утверждали, что продукция не сопровождается карантинными сертификатами и неправильно хранится. Россельхознадзор обещал принять меры и проверять не только зерно, но и склады с элеваторами, а также оборудование для переработки.
Тогда же глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что экспорт зерна идет по контрактам, подписанным с офшорными зонами, из-за чего бюджет несет потери. А 16 декабря ведомство перестало выдавать фитосанитарные сертификаты на экспорт зерна по большинству направлений – по крайней мере так утверждает Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП, объединяет крупнейших экспортеров зерна). С соответствующей жалобой НАЭСП обратилась в письме на имя вице-премьера Аркадия Дворковича (копия письма есть у РБК).
Россельхознадзор действует в рамках российского законодательства и не приостанавливал выдачу фитосанитарных ветсертификатов на экспорт, утверждает представитель ведомства Юлия Трофимова. Она признает лишь, что ведомство усилило контроль за компаниями, которые подозреваются или были замечены в действиях через офшорные зоны.
Как в 1917 году
По сути, все эти действия означают запрет на экспорт, констатирует глава Зернового союза Аркадий Злочевский. Это приведет к срыву контрактов и потерям производителей, не говоря уже о репутационных рисках, возмущается он. В 2010 году об ограничении экспорта «хотя бы было объявлено официально», сейчас российские экспортеры даже не смогут сослаться на форс-мажор, говорит Злочевский. Он прогнозирует, что принятые меры приведут к падению цен на внутреннем рынке и росту – на мировом.
Решения об ограничении экспорта зерна, в том числе с помощью ужесточения фитосанитарных норм Россельхознадзором и путем ограничения отгрузок, было принято на уровне правительства, уверен источник РБК на зерновом рынке. Власти решили приостановить экспорт, чтобы сбить рост цен на внутреннем рынке, считает собеседник РБК. «Это классическая история 1917 года. Государство пытается взять зерно у «крестьян» любым способом», – возмущается он.
Сложившаяся ситуация фактически означает запрет на экспорт зерна, соглашается исполнительный директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов: «Можно предположить, что таким образом правительство намеревается удержать зерно внутри страны и, вероятно, снизить продовольственную инфляцию». По данным информационно-аналитического центра «ПроЗерно», средние рыночные цены на зерно на внутреннем рынке по состоянию на 12 декабря составляли около 11 100 руб. ($195,7) за 1 т пшеницы 3-го класса. Из-за девальвации производителям выгоднее отправлять зерно на экспорт: цена FOB Новороссийск в пересчете на рубли по курсу на 12 декабря была выше почти на 30%.
Урожай зерна, по прогнозу Минсельхоза, в 2014 году составит почти 104 млн т. Больше (108 млн т) было только в рекордном 2008 году. Экспорт ожидается на уровне порядка 30 млн т. Основными покупателями российского зерна являются Турция, Египет, Йемен, Израиль, Грузия, Судан, ЮАР, Иран и Южная Корея.