У РЖД возник дефицит плацкартных билетов перед Новым годом
В пиковые дни новогодних праздничных поездок — 29 и 30 декабря — по 16 самым популярным маршрутам плацкартных билетов «в большинстве случаев уже нет», рассказал РБК директор по развитию сервиса OneTwoTrip Аркадий Гинес.
По данным агентства, на 29 и 30 декабря закончились плацкартные билеты в восемь городов — Саратов, Самару, Киров, Казань, Пермь, Волгоград, Ростов-на-Дону и Ульяновск. В Псков остался один билет — на 30 декабря. РБК проверил эти расчеты по сайту РЖД.
В Санкт-Петербург осталось 147 билетов (здесь и далее билеты на 29 и 30 декабря), Пензу — 506, Минск — 98, Курск — 439, Омск — 124, Белгород — 784 и Череповец — 21. (все данные на 12:00 мск 18 декабря). Представитель OneTwoTrip отмечает, что билеты на предновогодние даты продолжают раскупать и по некоторым направлениям они также могут вскоре закончиться.
В непраздничный день (без назначения дополнительных поездов) на направлении Москва — Санкт-Петербург продается около 1800 плацкартных билетов. Например, на последнюю дату с открытой продажей — 17 марта — доступно 1837 плацкартных билетов.
По всем этим направлениям есть билеты в вагоны купе.
Гинес поясняет, что плацкарт пользуется большей популярностью из-за цены. «Средняя стоимость купленного на период с 29 декабря по 9 января плацкартного билета почти в два раза меньше купейного (1750 против 3250 руб.)», — говорит он.
Он также указывает, что дефицит плацкартных билетов может повториться и 6 и 7 января, когда пассажиры начнут возвращаться обратно из регионов. Сейчас пока, по данным OneTwoTrip, билетов на плацкартные вагоны на эти даты нет только из Ульяновска. Менее 50 билетов осталось из Самары, Перми и Ростова-на-Дону.
Представитель ФПК заявила РБК, что традиционно в период новогодних праздников спрос возрастает и компания назначает дополнительные поезда. Однако эта возможность ограничена инфраструктурой. По данным собеседницы, компания использовала «все допустимые инфраструктурные ресурсы, назначив сверх установленных графиком 2017/18 года более 610 дополнительных рейсов поездов» (+8,5% к уровню прошлого года).
В компании уверяют: чтобы возместить нехватку плацкартных вагонов, вводятся дополнительные акции и скидки на проезд в вагонах купе и СВ.
Правительство субсидирует перевозки в плацкартных и общих вагонах, а ФАС устанавливает тарифы на них, поэтому РЖД не могут повышать стоимость билетов в этих вагонах выше установленного государством уровня. Цену билетов в вагонах купе, СВ и люкс РЖД устанавливают сами.
Ранее ФАС критиковала РЖД за непрозрачность формирования стоимости билетов. Антимонопольная служба также проводила исследования, согласно которому иногда билеты на самолет можно купить дешевле, чем на поезд.
По итогам января—октября РЖД перевезли в дальнем направлении 86,8 млн пассажиров, что всего на 0,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время авиакомпании в январе—октябре 2017 года увеличили перевозки на 21%, до 89,3 млн человек.
В ноябре 2017 года РЖД прекратила продажи билетов в плацкартные вагоны отправлением после 1 января 2018 года. Железнодорожная монополия настаивала на повышении тарифа на 3,9%, а ФАС предлагала снизить тариф на 10%. В итоге было принято решение сохранить тарифы на следующий год на уровне 2017 года. 17 ноября, когда РЖД возобновили продажи, они за один день продали 521 тыс. билетов, что в 2,2 раза больше среднесуточных продаж в ноябре. Из них в плацкартные вагоны было продано 398 тыс. билетов.
Представители ФАС не ответили на запросы РБК.