Мантуров не увидел угрозы для конкуренции из-за бума сделок M&A в ретейле
Масштабные изменения в продуктовой рознице (только на этой неделе были анонсированы покупка «Магнитом» группы «Дикси» и приобретение «Лентой» сети супермаркетов «Билла») не представляют угрозы для конкуренции на российском рынке, уверен глава Минпромторга Денис Мантуров (его слова передала РБК пресс-служба министерства).
По словам министра, совокупная доля десяти крупнейших торговых сетей в России сейчас составляет около четверти розничного продовольственного рынка, что существенно меньше, чем в ряде других стран. Так, например, в Германии этот показатель составляет 71%, в Великобритании — 60%, в Польше — 49%, в США — 46%.
«Именно поэтому говорить о доминировании в России крупных сетевых форматов и диктате цен сегодня не приходится. Но, разумеется, по законодательству все сделки нашего крупного ретейла должны будут еще пройти согласование в Федеральной антимонопольной службе», — сказал Мантуров.
Министр также отметил, что его ведомство, и правительство России реализуют политику развития всех форматов торговли и, в первую очередь, малых. В частности, согласно выпущенному в начале 2021 года распоряжению правительства властям регионов и муниципалитетов поручено увеличивать число рынков и ярмарок, а также иных малых форматов торговли. Кроме того, регионы должны продлевать договоры на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов без проведения торгов, а также внести изменения в необходимые акты и упростить вопросы организации и ведения малого торгового бизнеса.
«Уверен, что принятые меры будут способствовать конкуренции между форматами торговли, расширению ассортимента, повышению качества и снижению цен на товары», — добавил Мантуров.
На этой неделе были анонсированы две крупные сделки в продуктовой рознице. «Магнит» договорился о покупке магазинов группы «Дикси». В рамках сделки будет приобретено 2612 магазинов «Дикси», а также 39 торговых точек под брендом «Мегамарт». «Дикси» продолжит существовать как отдельное юрлицо, а магазины — работать под существующим брендом, также у сети останется ее команда. Предварительная оценка приобретаемого бизнеса — 92,4 млрд руб.
Позже стало известно, что компания «Лента» Алексея Мордашова приобретет сеть супермаркетов «Билла» (Billa Russia GmbH, принадлежит немецкой REWE Group). Сумма сделки составит €215 млн. Она сделает «Ленту» второй по числу супермаркетов сетью в Москве после X5 Retail Group, сообщили в компании. В REWE Group продажу сети объяснили решением сосредоточить ресурсы в странах ЕС.