Блаватник продал долю в UC Rusal
Что известно о сделке, которую бизнесмен пытался осуществить несколько летАмериканский бизнесмен, выходец из СССР Леонард Блаватник продал долю в одной из крупнейших в мире алюминиевых компаний — UC Rusal, которой владел совместно со своим давним партнером и однокурсником Виктором Вексельбергом. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники.
По их данным, сделка произошла еще во второй половине 2022 года. Покупателя и других деталей источники не назвали. Блаватнику принадлежало около 1,2 млрд акций UC Rusal (около 8%), которые стоили на рынке $610 млн в конце 2022 года (по итогам торгов 19 мая их цена составила около $510 млн).
Холдинг Sual Partners (Блаватник и Вексельберг были его крупнейшими совладельцами), владеющий 25,52% UC Rusal, не комментирует сделки акционеров, заявил РБК его представитель. Представитель UC Rusal также отказался от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службы холдинга Access Industries Блаватника и группы En+, контролирующей 56,88% UC Rusal.
По данным Bloomberg, Блаватник несколько лет пытался продать долю в UC Rusal, но этот процесс осложнялся тем, что он владел акциями через партнерство с Вексельбергом, находящимся под международными санкциями. Это подтверждал РБК источник, близкий к Блаватнику. Алюминиевая компания еще в апреле 2018 года попала под американские санкции. Тогда же в санкционном списке SDN (Specially Designated Nationals) Минфина США оказался ее крупнейший акционер Олег Дерипаска, а также Виктор Вексельберг. Эти ограничения были сняты с UC Rusal в начале 2019 года, когда Дерипаска снизил долю в En+ и, соответственно, в самом UC Rusal ниже 50%, но он сам и Вексельберг остались под санкциями. В марте 2022 года, после начала военной спецоперации России на Украине, Вексельберг попал под санкции Великобритании.
Как Блаватник стал совладельцем UC Rusal
Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг познакомились во время учебы в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ) на факультете автоматики и вычислительной техники. В 1978 году Блаватник эмигрировал в США, через несколько лет получил американское гражданство и основал компанию Access Industries. В конце 1980-х годов Вексельберг уговорил его начать совместный бизнес в России: они создали российско-американское предприятие «Ренова». «Ренова» стала совладельцем нескольких алюминиевых предприятий, которые затем были объединены в Сибирско-Уральскую алюминиевую компанию (СУАЛ), на базе которой Блаватник, Вексельберг и другие партнеры создали Sual Partners. В 2007 году Sual Partners получил долю в объединенной компании UC Rusal, куда вошли активы «Русского алюминия» Олега Дерипаски, СУАЛа и швейцарского трейдера Glencore. В результате был создан крупнейший в мире производитель алюминия за пределами Китая. В 2011 году основатели СУАЛа решили выйти из UC Rusal, так как их взгляды на развитие компании разошлись с позицией Дерипаски, но до прошлого года никому из них не удавалось это сделать.
Блаватник мог продать долю в Sual Partners третьему лицу, тогда сделке не должны были помешать американские и британские санкции в отношении Вексельберга и ему не пришлось бы запрашивать специальную лицензию Минфина США, отмечает адвокат, партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. Но, возможно, для такой сделки могло потребоваться согласование других партнеров по Sual Partners на выход из компании, включая Вексельберга, допускает он.
Вексельберг рассказывал в интервью The Financial Times в 2019 году, что из-за американских санкций был вынужден почти полностью прекратить общение с Блаватником: «Время от времени он получает разрешение, и мы можем поговорить». Их отношения он описывал так: «Вам следует понять наши отношения. Лен — мой друг, он очень активен в России, но очень редко просит меня помочь ему в России, поскольку у него есть свои связи». В общем случае американцам не запрещены личные контакты с лицами из санкционного списка SDN, если только это не касается бизнеса. Для делового общения с Вексельбергом Блаватнику нужно было получать специальные лицензии Минфина США.
Блаватник сделал состояние на работе в России. Помимо алюминиевого бизнеса они с Вексельбергом были в числе совладельцев нефтяной компании ТНК-BP, которую в марте 2013 года приобрела «Роснефть». Тогда оба получили за свою долю $13,8 млрд (по $6,9 млрд каждый). Но сейчас основная часть состояния Блаватника связана с активами в США и Европе. Его холдинговая группа Access Industries владеет контрольным пакетом акций Warner Music и 20% нефтехимической LyondellBasell, энергетическим конгломератом Calpine, а также сервисом спортивных трансляций DAZN Group и сайтом по продаже домов Opendoor. По данным Forbes, состояние бизнесмена оценивается в $30,8 млрд (43-е место в глобальном рейтинге).