Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

«Магнит» договорился о покупке KazanExpress у AliExpress и основателей

На его базе ретейлер запустит собственный маркетплейс
«Магнит» купит маркетплейс KazanExpress и запустит на его базе «Магнит Маркет»
«Магнит» купит маркетплейс KazanExpress и запустит на его базе собственный под брендом «Магнит Маркет». Эксперты оценивают сумму сделки в 10 млрд руб., и это меньше, чем затраты на запуск такого проекта с нуля
«Магнит» MGNT ₽5 795,5 +0,74% Купить
Фото: kazanexpress / Telegram
Фото: kazanexpress / Telegram

«Магнит» (MGNT) договорился о покупке 100% ООО «КазаньЭкспресс» (развивает маркетплейс KazanExpress). Продавцы — структура «AliExpress Россия» (по данным Rusprofile, 56,3% долей в ООО принадлежит ее «дочке» «Агрегатор-онлайн»), владелец казанского холдинга FIX Сергей Еремеев (33,8%), а также основатели маркетплейса Линар Хуснуллин (7,8%) и Кевин Ханда (2,1%). О сделке РБК рассказали представители «Магнита» и AliExpress. Ее сумма не раскрывается. Представитель «Магнита» лишь сообщил, что сделка будет профинансирована из собственных средств ретейлера.

Как рассказал РБК источник, близкий к одной из сторон, после подписания соглашения о покупке KazanExpress «Магнит» подаст ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Что такое KazanExpress

KazanExpress был запущен в 2017 году. По итогам 2022-го, согласно оценке Data Insight, он входил в число крупнейших российских маркетплейсов по количеству заказов, уступая Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет» и самой «AliExpress Россия». Сейчас аудитория площадки превышает 5 млн человек в месяц. С площадкой сотрудничают 12 тыс. российских продавцов, ассортимент насчитывает около 1,5 млн SKU (Stock Keeping Unit — код, присваиваемый для отслеживания товара) более чем в 20 категориях. Сеть пунктов выдачи заказов насчитывает более 500 точек в 120 городах. При этом маркетплейс не присутствует в Москве и Санкт-Петербурге, но прошлой осенью Ханда заявил о плане выхода в крупнейшие российские города.

Маркетплейсы обогнали сотовых операторов по продажам смартфонов
Технологии и медиа
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

С момента основания KazanExpress привлекал инвесторов дважды: в 2018 году — $2 млн от холдинга FIX, а в 2021-м — «миллиарды рублей» от российского AliExpress. Оценка стоимости маркетплейса в ходе этих сделок не раскрывалась. В прошлом году его выручка выросла почти в четыре раза, до 2,8 млрд руб., чистый убыток составил 1,6 млрд руб., что в два раза выше, чем за год до того. Кредиторская задолженность равнялась 3,8 млрд руб.

Как пояснял Ханда в одном из интервью в сентябре прошлого года, AliExpress заинтересовался компанией, рассчитывая сделать в России локальный сервис с местными складами, продавцами и пунктами выдачи, некоего внутреннего конкурента своей локальной площадке. Он также подчеркивал, что оба инвестора помогали развитию маркетплейса: FIX — в привлечении пользователей, с AliExpress была синергия на уровне инфраструктуры и логистики (например, посылки AliExpress можно было забирать в пунктах выдачи KazanExpress).

Представитель пресс-службы «AliExpress Россия» объяснил выход из KazanExpress тем, что они сфокусированы на развитии трансграничного бизнеса, а средства от продажи актива пойдут на собственное развитие в России, включая совершенствование логистики и сокращение сроков доставки зарубежных заказов для российских пользователей.

Зачем «Магниту» KazanExpress

По итогам 2022 года выручка «Магнита» составила 2,35 трлн руб. По этому показателю компания занимает второе место среди российских ретейлеров, после X5 Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»). По итогам истекшего первого полугодия у «Магнита» насчитывалось более 28,3 тыс. магазинов в 4,1 тыс. населенных пунктов России, следует из презентации для инвесторов. Ретейлер, по собственным оценкам, занимал 12,8% продовольственного рынка страны. Общая выручка в первом полугодии этого года составила 1,2 трлн руб., на 8,2% больше, чем за тот же прошлогодний период. Чистая прибыль выросла на 16,5%, до 37,3 млрд руб.

Кому принадлежит «Магнит»

Сеть магазинов «Магнит» основал в 1994 году бизнесмен Сергей Галицкий. Сначала это был дистрибьютор бытовой химии, а первые магазины розничной сети открылись в 1998-м. В 2018 году владелец продал 29,1% акций структурам ВТБ, которые в течение последующих нескольких лет постепенно продавали свой пакет инвестиционной Marathon Group. На конец 2022-го 66,8% акций ретейлера находилось в свободном обращении, 29,2% принадлежало Marathon Group, 3,7% было у АО «Тандер», а 0,3% — у менеджмента компании. С минувшего лета «Магнит» реализует программу выкупа акций у иностранных инвесторов.

У «Магнита» работает собственная доставка, но электронная коммерция пока приносит небольшую долю продаж: так, во втором квартале общий онлайн-оборот товаров составил 8,3 млрд руб. К онлайн-доставке подключено 11,7 тыс. магазинов, а основная часть выручки от электронной коммерции генерируется за пределами Москвы и Петербурга. В 2021 году «Магнит» анонсировал увеличение доли онлайн-продаж в общем обороте до 5% к 2025-му. Согласно операционным результатам X5 Group за минувший третий квартал, доля цифровых бизнесов компании (включает сервисы Vprok.ru, экспресс-доставку, 5Post и «Много лосося») составила 3,7% (или 29,2 млрд руб.) от общей чистой выручки.

По словам представителя «Магнита», на базе нового актива ретейлер намерен запустить собственный маркетплейс «Магнит Маркет». Он уточнил, что география и число пунктов выдачи будут «кратно увеличены» по сравнению с тем, что есть у KazanExpress за счет открытия ПВЗ в магазинах «Магнита». Ретейлер намерен также развивать товарные категории и привлекать новых продавцов на площадку.

«Магнит» втрое увеличит объем выкупа акций у иностранцев
Бизнес
Фото:Валерий Мельников / РИА Новости

По словам источника РБК, близкого к сделке, покупка готового маркетплейса ускорит выход компании в этот сегмент на два-четыре года. Кроме того, затраты на приобретение актива ниже по сравнению с суммой на запуск площадки с нуля. Он отметил, что экономия времени и инвестиций происходит за счет получения готовых технологий и инфраструктуры, которые у KazanExpress хорошо развиты и позволят сразу интегрировать SKU «Магнита» на площадке. Интерес «Магнита» к сегменту маркетплейсов в целом источник объясняет тем, что доля того на рынке стремительно растет и по некоторым категориям, например косметики, уже достигает 50%. Это также позволит компании, которая сейчас представлена преимущественно в офлайне, стать омниканальной, то есть развивать и взаимно интегрировать в единую систему оба канала продаж.

В ближайших планах «Магнита» — вывод маркетплейса на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, а затем расширение на всю географию ретейлера, рассказал собеседник РБК. Он утверждает, что «Магнит» пока не ставит перед собой план обогнать крупнейшие маркетплейсы, отмечая, что «Магнит Маркет» будет принципиально от них отличаться за счет интеграции продуктовой розницы с товарами, уже представленными на KazanExpress.

Представитель «Магнита» отказался комментировать эту информацию.

Маркетплейсы предложили «Почте» закрыть дыру услугами на ₽33,5 млрд
Технологии и медиа
Фото:Игорь Иванко / АГН «Москва»

По данным «INFOLine-Аналитики», оборот розничной торговли в прошлом году составил 42,57 трлн руб., на долю e-commerce пришлось 13,4%. По итогам этого года показатели могут вырасти до 46,5–47 трлн руб. и 17,4% соответственно. Рынок онлайн-продаж начал существенно ускорять темпы роста в 2020-м, по итогам которого динамика составила 43,6%. В текущем году оборот e-commerce может вырасти на 45% по сравнению с прошлогодним, до 8,1 трлн руб. Наиболее высокий уровень проникновения онлайн в непродовольственных товарах — в 2022-м, 23,5%; а по итогам 2023-го этот показатель вырастет до 29,7%.

Оборот KazanExpress в минувшем первом полугодии составил 9,2 млрд руб. — на 7,4% больше, чем годом ранее. Для сравнения: оборот Wildberries и Ozon за тот же период — 991,8 млрд и 636 млрд руб. соответственно. Доля KazanExpress на рынке маркетплейсов достигла 0,3%, тогда как у крупнейших игроков — 28,6 и 18,4% соответственно. Несмотря на невысокую долю рынка, за счет интеграции с «Магнитом» маркетплейс приобретет существенный потенциал роста и по количеству пунктов выдачи заказов сможет стать сразу третьим игроком рынка (лидеры — Wildberries и Ozon), отмечает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сумма сделки, по его оценке, может составить около 10 млрд руб.; и это значительно меньше, чем «Магнит» мог потратить, создавая маркетплейс с нуля.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "FMCG"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Путин заявил, что Россия всегда выступала за поставки газа в ЕвропуПолитика, 21:39
В Севастополе помогавшей ВСУ сотруднице НИИ дали 15 лет за госизменуПолитика, 21:33
В обход стереотипов: как женщины строят карьеру в промышленностиТренды, 21:30
Электробус загорелся на юго-западе МосквыОбщество, 21:27
Проваливший начало сезона НХЛ «Детройт» сменил главного тренераСпорт, 21:25
Как регионы используют потенциал федеральных инициативОтрасли, 21:20
Как микробизнес помогает создавать российский адронный коллайдерРБК и Альфа-Лизинг, 21:15
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Путин заявил, что не ожидает от себя до конца года ничего особенногоПолитика, 21:02
Матч «Спартака» и «Краснодара» откроет Зимний кубок РПЛСпорт, 20:58
Собираем идеальный зимний гардероб: Paul & Shark в ЦУМеСтиль, 20:51
El Al объявила о приостановке рейсов в Москву после крушения в АктауОбщество, 20:49
Путин назвал зеркальными ответы России на удары по своей территорииПолитика, 20:42
«Работа» vs «семья и отдых»: опыт основателя гастропроекта DVK farmРБК и Wey, 20:41
Кадыров заявил о попытках «расшатать» УзбекистанПолитика, 20:33