«Сургутнефтегаз» помог UTair во время кризиса на авиарынке
За этот год «Сургутнефтегаз» выкупил четыре векселя ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», говорится в отчетности авиакомпании за девять месяцев 2014 года по РСБУ. Каждый раз вексельный заем выдавался на два месяца: в марте – на 4,5 млрд руб., в мае, июле и сентябре – на 6 млрд руб. Все векселя были погашены досрочно. Последний, купленный «Сургутнефтегазом» 30 сентября, UTair должна был погасить до 14 ноября. Вексельный заем от «Сургутнефтегаза» был рефинансирован, объяснил представитель авиаперевозчика, отказавшийся от других комментариев. Представитель нефтяной компании также отказался от комментариев.
«Сургутнефтегаз» и раньше оказывал финансовую помощь UTair. В 2013 году нефтяная компания выкупила вексель перевозчика на 3 млрд руб., он был погашен в срок. Формально нефтяная компания не имеет никакого отношения к структуре владения UTair, более 70% акций перевозчика принадлежит НПФ «Сургутнефтегаз». В июне акционеры UTair одобрили допэмиссию на 13,8 млрд руб. Акции были выкуплены по закрытой подписке в пользу НПФ «Сургутнефтегаз», его дочернего общества – ЗАО «АК-инвест», а также ООО «РЕ-авиа» – структуры ГК «Регион». Предполагалось, что деньги от допэмиссии буду направлены на сокращение долговой нагрузки авиакомпании, что позволит «ЮТэйр» выделить в отдельные компании вертолетный и пассажирский бизнесы, объяснял сотрудник перевозчика в июне.
Кроме векселей, выкупленных «Сургутнефтегазом», у UTair открыты кредитные линии в Сбербанке (совокупно на 22 млрд руб.) и банке «Россия» (на $130 млн). О том, что UTair ведет работу с банками по рефинансированию долга, РБК в сентябре говорил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов. Судя по квартальной отчетности «ЮТэйр», объем краткосрочной задолженности снизился за последние три месяца с 57 млрд до 46,5 млрд руб. Эти кредиты авиакомпания получала на финансирование лизинга своих самолетов, говорил Мартиросов.
Рефинансирование кредитов – одна из основных проблем российских авиакомпаний, говорил РБК в сентябре топ-менеджер крупного авиаперевозчика. Банки больше не дают отсрочек по возвращению старых кредитов и не предлагают новых, а сама финансовая схема крупных авиакомпаний была рассчитана на набор кредитов и последующее их рефинансирование, рассказывал он.