Кризис заставил автовладельцев отказаться от услуг официальных дилеров
За 10 месяцев 2015 года количество автосервисов в крупнейших городах России выросло на 18,9 против 13,7% за аналогичный период прошлого года, выяснил информационный сервис «2ГИС». Исследование было проведено в 35 городах России с населением более 500 тыс. человек, общее число автосервисов в них с начала года выросло с 14,1 тыс. до 17,6 тыс. штук. В расчет брались только организации с помещениями для ремонта автомобилей, уточнили в «2ГИС».
Среди городов-миллионников лидерами по росту числа автосервисов стали Москва (39,2%), Ростов-на-Дону (29,2%), Воронеж (28,9%), Нижний Новгород (22,1%) и Челябинск (20,1%). Наименьший прирост численности показали СТО в Волгограде (3,8%) и Самаре (8,7%). В целом в 15 городах-миллионниках число автосервисов в январе—ноябре выросло на 19,6%. За аналогичный период прошлого года рост был в два раза меньше — на 9,6%.
К росту числа автосервисов ведет снижение продаж новых автомобилей, полагают в «2ГИС». По данным агентства «Автостат», на 1 июля 2015 года в стране было зарегистрировано 40,9 млн автомобилей, из них свыше 35 млн машин нуждается в регулярном техническом обслуживании. Предпочтения автовладельцев по выбору СТО — ехать к официальному дилеру или на независимую станцию — меняются с возрастом автомобиля. По данным агентства, 89% иномарок и 65% отечественных автомобилей до трех лет обслуживаются у официальных дилеров. Машины возрастом четыре-шесть лет ремонтируются в основном в независимых автосервисах — 40 и 52% соответственно. После семи лет эксплуатации большая часть автовладельцев уходят к частным механикам.
Рынок автосервиса растет, скорее всего, за счет независимых СТО, говорят менеджеры двух дилерских групп; число официальных дилеров, напротив, сократилось. Количество серых дилеров могло вырасти из-за роста цен услуг официальных сервисов, соглашается президент Ассоциации российских автодилеров (РОАД) Владимир Моженков. Оценить рост серого рынка он затруднился: такой статистики в России до сих пор никто не делал.
В 2015 году стоимость ремонта автомобиля у дилера выросла в среднем на 15%, по отдельным брендам — до 30%, в основном за счет роста цен на запчасти, говорят собеседники РБК в дилерских компаниях. «Даже владельцы дорогих иномарок на гарантийном обслуживании стали приходить на ТО со своим маслом и запчастями, купленными в интернете», — жалуется владелец одной из крупных дилерских групп. Как показал проведенный летом опрос агентства «Автостат», 74% автовладельцев называют причиной ухода от официального дилера высокую стоимость сервисных работ.
Главные конкурентные преимущества серых дилеров — это возможность управления издержками автосервиса по налогообложению, использование контрафактных деталей и запчастей, не прошедших таможенную очистку, говорит президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов. «Официальный дилер не может себе этого позволить», — говорит он.
Решить проблему оттока клиентов к независимым СТО поможет легализация параллельного импорта, уверены в двух дилерских компаниях. В таком случае брендированные запчасти смогут ввозить все участники рынка, а не только получившие разрешение правообладателя. Тогда официальные дилеры смогут импортировать более дешевые комплектующие и за счет этого приблизить свой уровень цен к ценам серых дилеров. Но в Ассоциации европейского бизнеса считают, что это, напротив, может привести к массовым банкротствам официальных дилеров.