«Яндекс» счел манипуляцией заявления о дорожании топлива из-за комиссий
Увеличение «Яндексом» комиссии для АЗС за пользование сервисом «Яндекс.Заправки» не приведет к росту цен для конечного потребителя, обратные утверждения — манипуляция, заявили РБК в ИТ-компании. О том, что «Яндекс» с 1 декабря намерен повысить комиссию для заправок, сообщили «Известия». АЗС уже предупредили, что независимые заправки будут вынуждены включить дополнительные издержки в стоимость топлива.
«До сих пор наша скидка, она же комиссия, составляла всего 1,99% с самого начала работы сервиса в начале 2019 года. Тогда через «Яндекс.Заправки» продавалось всего несколько сотен литров. Мы не повышали комиссию ни когда сотни превратились в тысячи, ни в миллионы», — сообщил руководитель сервиса Роман Прудников
Глава «Яндекс.Заправок» также подчеркнул, что сейчас объем залитого топлива с использованием приложения стремительно растет. Так, в третьем квартале этот показатель составил 330 млн л. «С ростом объема выросли и наши затраты — на поддержку приложения, на транзакции, которых, к слову, уже больше 4,5 млн в месяц, на серверные мощности для обработки заказов, на банковское обслуживание, на специалистов и так далее», — пояснил он.
По словам Прудникова, компания начала обсуждать меру с АЗС еще в октябре и достигла договоренности с большинством партнеров.
«Повторюсь: ничего удивительного в этом нет, скидка за объем — абсолютно нормальный рыночный механизм, — заключил глава «Яндекс.Заправок». — Наша комиссия — это не наценка на литр бензина, а скидка с него. Поэтому утверждение о том, что наши действия могут привести к росту цен на бензин в стране, не имеют под собой никаких оснований и являются манипуляцией».
Как писали «Известия», «Яндекс» разослал письмо АЗС 1 ноября. В нем говорится, что с 1 декабря комиссия за использование сервиса вырастет с 1,99% плюс НДС от сумм платежей через приложение до 2,99% либо с 2,39%, если это прописано в контракте, до 3,59%. При этом Прудников в комментарии РБК сообщил, что с АЗС договорились о повышении комиссии с 1,99 до 2,99%.
К сервису «Яндекс.Заправки» подключено примерно 8 тыс. из около 24 тыс. всех заправок в России, отмечает газета.
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что независимые АЗС не смогут взять на себя такие дополнительные расходы. «В итоге продолжить работать с приложением могут крупные компании, которые способны компенсировать убыточность своих заправочных сетей другими доходами, а независимым АЗС придется либо повышать цены, либо отказываться от работы с «Яндексом», — пояснил он.
Рост цен для потребителей из-за увеличившейся комиссии прогнозируют и в «Опоре России». Там предположили, что стоимость бензина в стране вырастет на долю увеличения тарифа (на 1,2%) уже в декабре.
С тем, что компенсация дополнительных издержек будет заложена в отпускную цену топлива, согласны в Независимом топливном союзе (НТС). «Учитывая, что многие АЗС сегодня вынуждены работать в минус, указанное увеличение оплаты в непростом положении бизнеса действительно может стать неподъемной нагрузкой», — посчитал президент НТС Павел Баженов.
Глава союза также обратил внимание на то, что в случае отказа от сервиса «Яндекс.Заправки» АЗС могут потерять клиентов. Кроме того, он напомнил о важности бесконтактной оплаты во время пандемии коронавируса.
Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев сообщил, что в среднем АЗС платит комиссию в размере 18 тыс. руб., которая по новым правилам может вырасти до 28 тыс. руб.
Глава ФАС Максим Шаскольский сообщил, что его служба обсуждает с АЗС меры по снижению цен на топливо. «Мы работаем с ассоциациями независимых заправок и обсуждаем с ними дополнительные меры взаимодействия, чтобы обеспечить снижение и недопущение роста цен на топливо на заправках», — сообщил он во время правительственного часа в Совфеде (цитата по «РИА Новости»).