Путин распорядился лишить Wintershall и OMV доли в российских активах
Немецкая нефтегазовая компания Wintershall и австрийская OMV потеряли свои права в компаниях, которые занимались разработкой Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения и Ачимовских отложений Уренгойского месторождения, следует из указов, которые подписал Владимир Путин.
Добычей на Южно-Русском месторождении занималась ОАО «Севернефтегазпром», акционеры которой — ПАО «Газпром» (доля экономического участия — 40%), Wintershall (35%) и OMV (25%); на Ачимовских отложениях — АО «Ачимгаз», акционеры — Wintershall и ООО «Газпром Добыча Уренгой» (100% которой принадлежат «Газпрому»). По данным СПАРК, каждой компании принадлежит по 50% в «Ачимгазе».
Согласно указам, все права и обязанности совместных предприятий перейдут к созданным правительством России ООО. Российские акционеры получат в них доли, пропорциональные долям в совместных предприятиях (СП). Доли, пропорциональные доле собственности иностранных компаний в бывших СП, перейдут самим ООО. Их, в свою очередь, предлагается приобрести АО «СОГАЗ» (в ООО, связанном с Южно-Русским месторождением) и «Газовым технологиям» (в ООО, связанном с Ачимовскими отложениями). Средства от продажи будут перечислены на специальные счета типа С на имя предыдущих иностранных владельцев долей.
РБК отправил запросы в Минэнерго, «Газпром», BASF и Wintershall Dea.
Южно-Русское месторождение находится в Ямало-Ненецком автономном округе, восточнее Нового Уренгоя. Его запасы оцениваются более чем в 1 трлн куб. м газа, свыше 50 млн т нефти и газового конденсата. Проектная мощность — 25 млрд куб. м газа в год.
Уренгойское месторождение находится в том же районе, севернее Нового Уренгоя. Его общие запасы оцениваются в 16 трлн куб. м газа. Добыча ведется на труднодоступных ачимовских (один из типов отложений в зависимости от глубины залегания) залежах на глубине 3,5–4 тыс. м; на пяти участках планируемая проектная мощность добычи — 37 млрд куб. м в год.
Wintershall Dea — крупнейшая нефтегазовая компания в Европе, доля 72,7% в ней принадлежит концерну BASF, остальное — LetterOne. Она ведет добычу газа и нефти в Норвегии и Германии, работает в Латинской Америке, Египте и на Ближнем Востоке. В январе 2023 года компания объявила о намерении уйти из России. Этому предшествовало решение российского правительства ввести предельные цены на газ, выше которых «Газпрому» запрещается покупать его у предприятий, которыми он совместно владеет с Wintershall. В июле компания начала юридическое отделение западного бизнеса от предприятий в России.
Австрийская OMV в марте 2022 года сообщила, что отказывается от новых инвестиций в России и собирается пересмотреть долю в Южно-Русском нефтегазовом месторождении. В то же время этим летом глава компании Альфред Штерн заявил, что OMV не будет отказываться от российского газа и продолжит его покупку зимой (у «Газпрома» и OMV с 2018 года действует долгосрочный контракт, рассчитанный до 2040 года). Компания ранее согласилась платить России за поставки газа по новой схеме, которую ввели в стране с апреля прошлого года из-за санкций. В соответствии с ней покупателей обязали открыть в Газпромбанке два счета: валютный и рублевый. Оплата приходит на первый, а затем банк конвертирует полученные средства и зачисляет их на рублевый счет.