«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров
Сколько она может на этом сэкономитьДля того чтобы сформировать удобное расписание пассажирских рейсов на Дальнем Востоке, нужно использовать в аэропортах полетно-информационное обслуживание (ПИО, flight information service) вместо классического диспетчерского. Об этом говорится в письме гендиректора единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константина Сухоребрика, которое он отправил замминистра транспорта Игорю Чалику в декабре 2021 года. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил представитель авиакомпании, отказавшись от деталей.
«Это предложение [Сухоребрика] требует дополнительной проработки с Росавиацией, а также с другими заинтересованными сторонами», — сообщил РБК представитель Минтранса. РБК направил запросы в пресс-службу Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД, в ее штат входят 7,8 тыс. диспетчеров по все стране).
Чем ПИО отличается от диспетчерского обслуживания
Согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO), в зависимости от интенсивности полетов рейсы могут обслуживаться диспетчерами или ПИО. При использовании полетно-информационного обслуживания достаточно специалиста аэродромной службы, но он должен уметь вести радиообмен, чтобы сообщать экипажу информацию о ситуации на аэродроме, аэронавигационной и воздушной обстановке. Для диспетчерского обслуживания на аэродроме нужны диспетчеры, главная задача которых — предотвратить столкновение воздушных судов.
Одно из ключевых отличий ПИО от диспетчерского обслуживания — не управление воздушным движением (это делают диспетчеры), а предоставление информации о ситуации на аэродроме экипажу воздушного судна специалистом (без свидетельства диспетчера управления воздушным движением). Например, еще в 2015-м в Австралии, имеющей с Россией сопоставимое количество аэродромов, но активно развивающей ПИО, их обслуживали только 4 тыс. диспетчеров. Для сравнения, в этот же год численность персонала, обеспечивающего в России диспетчерское аэронавигационное обслуживание, составляла 26 тыс. человек. «При малой плотности воздушного движения, если в районе аэродрома не летают одновременно два воздушных судна, диспетчерское обслуживание воздушного движения на нем избыточно и не нужно», — говорит председатель комитета Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта по аэронавигационному обслуживанию Леонид Щербаков. В качестве успешных примеров внедрения ПИО на аэродромах России он называет аэропорт «Сургутнефтегаза» Талакан в Якутии и Сабетту НОВАТЭКа на севере Ямала.
Почему «Аврора» предлагает отказаться от диспетчеров
На базе сахалинской компании «Аврора» в 2021 году была создана единая дальневосточная авиакомпания, в которую вошли также государственные перевозчики Якутии, Камчатки, Чукотки и Хабаровского края. На ее работу в 2022 году из федерального бюджета выделят до 5,9 млрд руб. (1,2 млрд — в 2021 году), говорил глава Минтранса Виталий Савельев. За счет этих средств она рассчитывает перевезти до 250 тыс. пассажиров по 36 социально значимым маршрутам в Дальневосточном федеральном округе.
Сухоребрик предлагает установить ПИО в 20 дальневосточных аэропортах. Пять из них находится на Сахалине, по три — на Камчатке, в Амурской области и Якутии, по два — в Хабаровском крае и на Чукотке, по одному — в Забайкалье и Бурятии. К крупнейшим относятся аэропорты в Благовещенске, Улан-Удэ и Чите.
По словам главы «Авроры», использование полетно-информационного обслуживания необходимо для возможности выполнения рейсов, когда у диспетчеров заканчивается рабочий день (не во всех аэропортах они работают круглосуточно).
Применение этого механизма приведет также к росту налета воздушных судов, потому что количество рейсов не будет зависеть от времени работы диспетчеров, следует из письма Сухоребрика. Сейчас парк региональных самолетов единого дальневосточного перевозчика состоит преимущественно из устаревших машин. В авиакомпанию планируется поставить 42 новых воздушных судна российского производства, сказал глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РБК в конце 2021 года. Но увеличить налет компания сможет лишь в том случае, если будет осуществлять рейсы не только в светлое время суток, но и ночью, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Для этого надо решать вопрос с режимом работы аэропортов, добавляет он.
Сколько можно сэкономить на диспетчерах
Авиакомпании платят ГК ОрВД аэронавигационные сборы, в том числе за работу диспетчеров, — это основной вид доходов госкорпорации. До пандемии на аэронавигационное обслуживание приходилось в среднем 3% от всех затрат перевозчиков. По словам Щербакова, применение полетно-информационного обслуживания — «действенный инструмент» для сокращения расходов авиакомпаний.
Но источник РБК в авиавластях отмечает, что отказ от диспетчерского обслуживания в пользу ПИО негативно скажется на доходах ГК ОрВД, терпящей убытки на фоне пандемии. По итогам 2020 года из-за снижения числа полетов она получила чистый убыток в размере 28 млрд руб.
В 2020 году «Аврора» потратила 2,1 млрд руб. на «обслуживание в аэропортах и на трассе», на аэронавигационную документацию и бланки ушло еще 40,3 млн руб. (данных за 2021 год пока нет).
Как пытались отказаться от диспетчеров
За максимальное внедрение ПИО в России ранее выступал НИИ аэронавигации (филиал Государственного НИИ гражданской авиации; подчиняется Росавиации). Еще в 2015 году специалисты этого института отмечали, что в большинстве российских аэропортов можно использовать этот механизм, сократив расходы на диспетчеризацию. Тогда более чем на 500 аэродромах и посадочных площадках (малых аэропортах) выполнялось менее одной взлетно-посадочной операции в сутки.
По оценке президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергея Ковалева, сейчас в России есть 20 аэродромов, где реально используется ПИО. Однако количество авиационных инцидентов на таких аэродромах растет, предупреждает он.
10 января глава Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев пожаловался Путину на сокращение 800 работников ГК ОрВД, в том числе «обеспечивающих безопасность полетов». Но замруководителя Росавиации Дмитрий Ядров пояснял РБК, что госкорпорация не будет сокращать авиадиспетчеров из-за кризиса в гражданской авиации, оптимизация коснется только административного персонала.