Все авиакомпании России уменьшили в апреле число пассажиров
Согласно предварительным данным Росавиации, авиакомпания «Ангара», принадлежащая экс-губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко и базирующаяся в Иркутске, в апреле стала единственным перевозчиком в России, который сумел увеличить число пассажиров. Она нарастила пассажиропоток в полтора раза — с 31,9 тыс. пассажиров в апреле 2019 года до 47,9 тыс. в апреле 2020 года. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердили два источника, близких к ведомству.
В итоговых данных Росавиации, опубликованных позже — в понедельник, 25 мая, указаны обновленные показатели «Ангары». Согласно им, авиакомпания перевезла в апреле лишь 9,4 тыс. пассажиров, что на 70% меньше, чем годом ранее.
В связи с уточнением ведомства заголовок «Только одна авиакомпания в России в апреле увеличила число пассажиров» и текст новости были скорректированы.
В целом по отрасли из-за эпидемии коронавируса и массовой отмены рейсов наблюдалось резкое падение перевозок, в том числе у крупнейших авиакомпаний. В апреле 2020 года «Аэрофлот» перевез 147,7 тыс. пассажиров (на 95,2% меньше, чем годом ранее), S7 — 213,9 тыс. пассажиров (-78,9%), Utair — 65,7 тыс. (-89,4%), «Россия» — 62 тыс. (-92,2%). Согласно предварительным данным Росавиации за апрель, пассажиропоток всех российских авиакомпаний упал с 9,3 млн до 771 тыс. пассажиров. Загрузка кресел снизилась с 81,5 до 37,6%.
На этом фоне «Ангара» за апрель поднялась по числу перевезенных пассажиров с 19-го места на пятое (следом за авиакомпанией «Россия»), опередив «Уральские авиалинии» (пассажиропоток сократился на 94%, до 41,7 тыс.).
За четыре месяца 2020 года (январь—апрель) число пассажиров «Ангары» практически не изменилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оставшись на уровне около 122 тыс. человек.
Представитель «Ангары» после выхода публикации РБК сообщил, что по итогам апреля компания перевезла только 9,4 тыс. человек, за аналогичный период прошлого года — 31,9 тыс. человек. В условиях распространения COVID-19 и экономического спада авиакомпания с конца марта 2020 года существенно сокращает летную программу, отмечает перевозчик. «Чартерная программа уже сокращена более чем на 80% (около 45–50% в полетной программе для Ан-148 авиакомпании составляют полеты для чартерных заказчиков нефтегазовой отрасли), только по известным нам на сегодняшний момент и подтвержденным заказчиками данным. В связи с удлинением срока нахождения вахтовых бригад на месторождениях с большой долей вероятности объемы перевозок будут и далее корректироваться в сторону уменьшения», — отметили в компании.
Региональные перевозки в целом и субсидируемые в частности оказались сейчас более защищенными, чем регулярные коммерческие полеты, к примеру Москва — Санкт-Петербург, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Ангара» является единственным коммерческим эксплуатантом Ан-148. Этот самолет оказался востребован для вахтовых перевозок, указывает эксперт.
По данным сайта «Ангары», перевозчик входит в группу компаний «Истлэнд», занимающуюся также туризмом, строительством и производством. По данным СПАРК, 75% «Истлэнда» принадлежит Ерощенко, еще 15% у его сына Владимира. Ерощенко был губернатором Иркутской области в 2012–2015 годах.
«Ангара» — основной региональный авиаперевозчик правительства Иркутской области, компания производит патрулирование линий электропередачи, нефтепроводов, а также обеспечивает круглосуточное дежурство и организацию поисково-спасательных работ для аэропорта Иркутска. У компании 37 воздушных судов, включая вертолеты Ми-8, она выполняет рейсы по Иркутской области, Сибири и Дальневосточному федеральному округу, а также чартерные рейсы по России.
27 марта из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19 Россия приостановила все международное авиасообщение. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (объединяет крупнейшие авиакомпании России, за исключением «Аэрофлота») оценила потери российских перевозчиков после частичного закрытия сообщения с другими странами в 500 млн руб. в сутки. Владелец S7 Владислав Филев говорил в интервью «Коммерсанту», что всей отрасли для поддержки нужно 350–400 млрд руб. Такой же объем средств называли эксперты Bain & Company: по их подсчетам, авиакомпании к сентябрю потеряют до 360 млрд руб.