Главный акционер «Авито» выйдет из российского бизнеса
Кто может претендовать на покупку сервиса объявленийГолландский конгломерат Prosus, который выступает главным акционером интернет-сервиса «Авито», принял решение об уходе из России. Об этом сообщается на сайте компании.
«25 марта мы объявили об отделении российского сайта объявлений «Авито» от нашей группы OLX. После завершения этого операционного разделения Prosus приняла решение о выходе из российского бизнеса. Мы начали поиск подходящего покупателя для наших акций «Авито», — говорится в сообщении.
Юридическое лицо «Авито» ООО «КЕХ еКоммерц», по данным СПАРК, на 100% принадлежит OLX Global B.V., которая, в свою очередь, принадлежит группе Prosus, подразделению южноафриканского холдинга Naspers. Выручка в 2021 году — 42,7 млрд руб., чистая прибыль — 14,5 млрд руб.
«Авито» работает в России 15 лет и считается самой популярной онлайн-платформой объявлений, согласно данным App Annie и SimilarWeb. Ее ежедневная аудитория составляет 22 млн человек.
О том, что OLX Group приняла решение прекратить операции в России и, как следствие, «Авито» продолжит работать как самостоятельный российский бизнес в периметре группы Prosus, стало известно в конце марта.
Кто может стать покупателем «Авито»
В «Авито» отметили, что юридическая процедура может занять несколько месяцев. Компанию продолжит возглавлять Владимир Правдивый с действующей командой топ-менеджеров. По словам представителя «Авито», решение Prosus не повлияет на планы и возможности развития компании в России, а также на реализацию намеченной стратегии.
По словам собеседника РБК, близкого к компании, в пятницу, 20 мая, топ-менеджмент сообщил сотрудникам, что пока покупателя для «Авито» нет. Другой источник РБК на ИТ-рынке говорит, что еще до начала спецоперации на Украине «Авито» рассматривала возможность в стратегической перспективе провести IPO. Представитель компании отказался комментировать эту тему.
Управляющий партнер Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко считает IPO «Авито» маловероятным в ближайший год «из-за слабости российского публичного рынка и ограничений на размещение на международных площадках». «Авито» входит в пятерку крупнейших технологических компаний России и является лидером в своем сегменте, напомнил он. С учетом того, что «компания растет примерно на 50% в год (в 2021-м темп составлял 53,5%. — РБК) и имеет маржинальность по чистой прибыли в районе 30%, в хорошие времена ее оценка могла составлять 5–7 выручек, или 200–300 млрд руб.», полагает Колесниченко.
«Этот актив мог бы стать базой для любого технологического холдинга или корпорации, которая хотела бы выйти на подобный рынок, — рассуждает управляющий партнер Skolkovo Ventures. — Сейчас ключевые покупатели, которые могли бы проглотить такого игрока, например «Яндекс» или «Тинькофф», сами находятся в ситуации пересмотра M&A-стратегий и подходов к развитию экосистем, так что покупатель на данный актив не будет из очевидного списка и, скорее всего, станет использовать заемное банковское финансирование для проведения сделки».
По словам основателя компании Dsight Арсения Даббаха, сейчас у российских бизнесменов «много «неприпаркованных» капиталов и они ищут активы». Он считает, что покупкой «Авито» теоретически могли бы заинтересоваться АФК «Система» и ее дочерняя компания МТС, «Интеррос», «Сбер», ВТБ, «МегаФон», VK, «Ростелеком», «Почта России». «В обычной ситуации найти покупателя на такой актив не очень сложно, но сложно договориться о цене. Если зарубежные акционеры решили точно уйти, то вопрос цены отходит на второй план», — указывает Даббах, отмечая, что вряд ли западные акционеры будут готовы продавать актив находящимся под санкциями игрокам.
Управляющий партнер венчурного фонда Typhoon Digital Development Олег Братишко считает, что в приобретении «Авито» могут быть заинтересованы все крупные игроки, но самые очевидные претенденты — это VK и «Яндекс». До начала спецоперации стоимость актива, по его оценке, могла составлять $6 млрд, но на фоне падения фондовых рынков она могла снизиться в 3–5 раз. «Это отличный актив с большим потенциалом. Причиной решения [продать его] могло стать давление, которое оказывается на компании, которые остаются на российском рынке», — отметил Братишко.
Директор департамента по продажам финансовых продуктов и услуг ИК «Вектор Икс» Сергей Звенигородский считает, что «Авито» не будет продана, а в каком-то виде останется в группе Prosus: «Если пакеты санкций от ЕС будут затрагивать и этот сектор, тогда голландские собственники могут перерегистрировать бизнес на российский топ-менеджмент с дальнейшей перепродажей себе через третью компанию или для вывода актива в другую страну». Но если продажа все-таки состоится, то, по его мнению, сервис может быть интересен экосистемам типа Сбербанка и крупным игрокам вроде Wildberries для расширения каналов продаж. «Основной вопрос в таком случае будет в цене и команде. Если голландские собственники будут продавать актив для выхода, то дисконт может составить до 50%, если же для переупаковки, то цена будет рыночная», — отмечает Звенигородский.
Представитель «МегаФона» заявил, что они «всегда рассматривают комплементарные основному бизнесу возможности». По словам представителя пресс-службы «Тинькофф», они «не думали об этом». Представители Сбербанка, VK, «Яндекса», АФК «Система», «Ростелекома», «Почты России», Wildberries, а также Ozon отказались комментировать, интересна ли им покупка «Авито». РБК направил запросы в МТС, ВТБ, «Интеррос» и «AliExpress Россия».