Капитализация «Магнита» за несколько часов снизилась на 15%
Минус 84,6 млрд рублей
Котировки ретейлера «Магнит» обвалились в пятницу, 20 октября, после публикации финансовой отчетности за третий квартал. К закрытию торгов на Лондонской фондовой бирже стоимость одной депозитарной расписки «Магнита» снизилась на 14,4%, до $32,5 за бумагу (пять расписок равны одной акции). Акции на Московской бирже подешевели за день на 9,5%, до 8,55 тыс. руб. за штуку. Капитализация «Магнита» за день снизилась на 84,6 млрд руб., до 808,5 млрд руб.
Падение может продолжиться и в понедельник, но, вероятнее всего, будет не таким внушительным, считает управляющий активами Da Vinci Capital Святослав Арсенов. Обвал котировок «Магнита» ниже 9 тыс. руб. за акцию на Московской бирже даже вызвал маржин-коллы у некоторых участников фондового рынка, утверждает начальник торговых операций на российском рынке инвесткомпании «Фридом финанс» Георгий Ващенко. Падение не было настолько сильным, чтобы вызвать массовые маржин-коллы, не согласен управляющий «БКС Брокера» Андрей Алетдинов. Если маржин-коллы и были, то затронули лишь единицы инвесторов из сотни тысяч, ведущих торговлю, говорит источник РБК на фондовом рынке.
Обвал котировок стал реакцией инвесторов на объявленные финансовые результаты. Чистая прибыль ретейлера в третьем квартале 2017 года снизилась на 53,3%, до 6,9 млрд руб., EBITDA — на 27,9%, до 20,65 млрд руб., сообщила (.pdf) компания. Выручка сети в этот же период возросла на 6,5%, до 285 млрд руб.
Из-за плохих результатов третьего квартала руководство компании скорректировало прогноз на весь 2017 год. Ранее компания ставила целью рост выручки на 9–11%, теперь — только на 8–10%. Пересмотрен и план по открытию новых магазинов. Теперь ретейлер собирается открыть 21 гипермаркет и магазин «Магнит семейный», тогда как ранее собирался открыть 28. Это уже второе за год изменение прогноза. Предыдущий был обновлен в июле.
Что пошло не так
Последние два года оказались не самыми простыми для «Магнита». По итогам 2016 года компания впервые сократила прибыль, кроме того, «Магнит» потерял лидерство на рынке по выручке, уступив его X5 Retail Group (управляет «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью»). «Первое место — это не для нас», — заявлял тогда основной владелец компании Сергей Галицкий (на 30 июня 2017 года напрямую владел 35,1% ретейлера). Руководство «Магнита» борется «за прибыль, за деньги, за эффективный бизнес» и будет «ловить баланс между ростом и эффективностью», пояснял Галицкий.
На результаты повлияли инвестиции в обновление старых магазинов, открытие новых, запуск и увеличение собственных производств, рассказал в пятницу во время телефонной конференции с инвесторами Галицкий. В производства компания планирует инвестировать и дальше: в развитие собственного индустриального парка в Краснодарском крае ретейлер вложит около 40 млрд руб., добавил Галицкий. Инвестиционное соглашение о создании парка было подписано еще в 2015 году. Сейчас там зарегистрированы две компании: «Волшебная свежесть», производитель бумажных изделий, парфюмерии и бытовой химии, а также «Морозные припасы», производитель замороженных полуфабрикатов.
Причины плохих результатов «Магнита» неоднозначны, считает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Сейчас, по его мнению, нельзя точно сказать, является ли снижение рентабельности «Магнита» временным или оно связано со структурными проблемами в компании или общей макроэкономической ситуацией.
Например, на рентабельность могла давить большая доля продаж товаров по акциям, поясняет Белов. Эта проблема сейчас отражается на всех основных российских ретейлерах, замечает он. Россияне уже четверть товаров покупают со скидками, следует из данных GFK. Доля предложений ретейлеров со скидками в общем объеме продаж увеличилась на 15 п.п. за год c августа 2016-го по сентябрь 2017-го. Продажи акционных товаров растут, товаров без скидок — нет. Промоакции — это единственное, что «позволяет всей категории продуктов питания оставаться на плаву», — считает руководитель отдела продаж и обслуживания клиентов потребительской панели GFK Rus Елена Самодурова.
Со снижением рентабельности из-за промоакций столкнулся и главный конкурент «Магнита» X5 Retail Group. Стоимость бумаг X5 Retail Group тоже снизилась после публикации результатов в четверг, 19 октября. Прибыль X5 оказалась ниже консенсус-прогноза, указано в аналитической записке UBS. Рентабельность EBITDA в третьем квартале 2017 года сократилась на 75 б.п., до 7%, — это на 30 б.п. ниже и консенсус-прогноза, и прогноза самого UBS. Валовая рентабельность сократилась на 69 б.п., до 23,7%, за третий квартал 2017 года. Падение котировок X5 Retail Group продолжилось и 20 октября и составило 5,17%, до $38,5 за депозитарную расписку (четыре расписки равны одной акции).
Причина может быть и в самом «Магните»: несмотря на давление промоакций на прибыльность, «Пятерочка» наращивает выручку гораздо быстрее, чем магазины «у дома» «Магнита», замечает Белов. Выручка магазинов «у дома» «Магнита» увеличилась на 5,1% в первом квартале 2017 года, на 8,29% во втором и 7,2% в третьем. У «Пятерочки» рост составил 30,1%, 31,9% и 28,8% соответственно.
В ближайшее время инвесторам придется решить, сохраняется или нет преимущество «Магнита» в рентабельности и, соответственно, оправданна ли премия в котировках по сравнению с конкурентами, заключает Белов.