Плохая неделя для тенниса: принесет ли деньги женский турнир в Москве
Гендиректор O1 Properties — одного из крупнейших владельцев коммерческой недвижимости в Москве — Александр Островский стал организатором профессионального женского турнира, который стартует 23 июля следующего года на кортах Национального теннисного центра на севере столицы. Турнир уже включен в официальный календарь Женской теннисной ассоциации (WTA) на 2018 год под названием O1 Properties Moscow Open.
В России сейчас проводится три турнира в закрытых помещениях для сильнейших теннисистов-профессионалов: московский Кубок Кремля (соревнуются мужчины и женщины), Saint-Petersburg Open (мужской) и Saint-Petersburg Ladies Trophy (женский). Новый теннисный турнир отличается не только тем, что пройдет на открытом воздухе, но и тем, что организатором является полностью частная компания, которая планирует покрыть издержки и заработать за счет привлечения частных спонсоров. Кубок Кремля и петербургские турниры финансируются крупными компаниями, подконтрольными государству, — банком ВТБ24 и «Газпромом» соответственно.
Сколько стоит организовать с нуля профессиональный теннисный турнир и возможно ли на нем заработать — разбирался РБК.
Редкая санкция
Календарь соревнований теннисисток на год формирует WTA, она и выдает организаторам турниров санкции (лицензии) на их проведение. В календарном году проходит до 67 турниров под эгидой WTA, их количество увеличиться не может. Для организации нового турнира надо выкупить санкцию у владельцев действующего турнира. Все турниры делятся на несколько категорий (см. таблицу). К турнирам высшей категории («Большой шлем») относятся открытые чемпионаты Австралии, Франции, Великобритании и США. На них игроки могут заработать самые большие суммы призовых денег и рейтинговых очков. Турнир O1 Properties Moscow Open относится к одной из низших категорий — International.
«Я последние пару лет был заинтересован в приобретении санкции на турнир, — рассказал РБК Александр Островский. — Проблема в том, что «хорошие недели» вообще не продаются, их невозможно купить — такие турниры слишком выгодны для организаторов. В конце весны появилась информация о том, что есть возможность приобрести санкцию, принадлежащую организаторам турнира в шведском Бастаде. Переговоры шли два месяца, закончились успешно. Мы направили соответствующий запрос в WTA, и они дали одобрение». По словам Островского - название O1 Properties Moscow Open, внесенное в календарь WTA - «рабочее» и может быть изменено, если, к примеру, у турнира появится другой титульный спонсор.
Сколько стоила эта лицензия, Островский не рассказывает, ссылаясь на соответствующий пункт в договоре. Опрошенные РБК эксперты также затруднились назвать ее стоимость, поскольку сделки подобного рода крайне редки и единой рыночной цены на лицензию теннисного турнира не существует. Продавцом санкции турнира в Бастаде, проводившегося с 1948 года, выступила международная маркетинговая компания Lagardere. Как рассказал РБК генеральный директор Lagardere Sport Tennis Europe Кристер Хальт, в 2017 году у организаторов истекло действие спонсорского контракта с корпорацией Ericsson, а найти замену они не смогли.
Турнир в Бастаде, также начинавшийся 23 июля, действительно не относился к так называемым хорошим неделям. Таковыми среди соревнований низших категорий считаются турниры, расположенные в календаре перед чемпионатами «Большого шлема» и проходящие на кортах с тем же покрытием (турниры в профессиональном теннисе проходят на трех покрытиях: трава, грунт и хард — специальное полимерное покрытие). Топ-игроки используют их в рамках подготовки к главным соревнованиям сезона.
Турнир, который теперь переезжает в Москву, стартует через неделю после окончания Открытого чемпионата Великобритании, когда многие топ-теннисистки берут паузу для отдыха. Кроме того, он пройдет на грунтовых кортах, в то время когда «грунтовый сезон» к этому времени уже считается завершенным.
Тем не менее, несмотря на невысокий статус, скромный призовой фонд ($225 тыс.) и не самое удобное расположение в международном календаре, в Бастад ежегодно приезжали звезды мирового женского тенниса, включая Серену Уильямс, Каролин Возняцки, Анжелику Кербер. А сам турнир трижды за последние четыре года признавался «турниром года категории International» по версии самих теннисисток.
Звезды за миллион
Покупателем санкции, по словам Островского, является кипрская компания Mayrono Holdings, в которой ему принадлежит 50%. Другая половина — у крупнейшего акционера O1 Properties семьи Минц. Новые организаторы уже объявили о повышении размера призового фонда до $750 тыс. Таким образом они планируют заинтересовать звезд первой величины, чей приезд привлечет публику и спонсоров.
По словам Александра Островского, он мечтает привезти на свой турнир главных звезд современного женского тенниса — американку Серену Уильямс и россиянку Марию Шарапову. Получить таких звезд можно, только заплатив им отдельный гонорар за участие. «В теннисе это абсолютно легальная общепринятая практика, — объясняет Островский. — Нам тоже придется этим заниматься. Суммы колоссальные — сотни тысяч долларов только за приезд. Мы очень хотим получить на турнир Марию Шарапову. Я очень заинтересован в приезде Серены Уильямс. Мы будем общаться с ее агентом. Для маркетинга приезд Шараповой и Серены — очень красивая история».
То, что топ-теннисисты получают от организаторов не самых заметных турниров деньги за участие, РБК подтвердил и экс-первая ракетка мира Евгений Кафельников. «Гонорары звезд первой величины — Роджера Федерера, Новака Джоковича, Рафаэля Надаля — только за приезд составляют $1–2 млн. У женщин эта сумма несколько меньше, — рассказал РБК Кафельников. — Приезд звезд гарантирует организаторам интерес публики, телевидения, спонсоров. Такие вложения оправданны».
Директор турнира в Бастаде Кристер Хальт подтвердил РБК, что в 2015 году заплатил Серене Уильямс за приезд на турнир, не уточнив сумму. При этом Уильямс недолго радовала шведских поклонников тенниса — она снялась с соревнований во втором круге, сославшись на травму локтя. Американка официально получила всего $3400 призовых и 30 рейтинговых очков. Мария Шарапова в ноябре 2017 года приняла участие в Кубке Кремля, проиграв в первом же матче. Ее официальный доход составил $7000 призовых и одно рейтинговое очко. Как рассказал РБК источник, знакомый с организацией турнира в Москве, Шарапова также получила гонорар за приезд на Кубок Кремля.
Впрочем, новый турнир в Москве пройдет без участия российской звезды. Как рассказал РБК агент Шараповой, старший вице-президент компании IMG Tennis Макс Айзенбад, он рад, что в Москве появился еще один турнир, «но даты не очень удобные для расписания Марии, так что она не приедет». Агент Серены Уильямс Джилл Смоллер не ответила на запрос РБК.
Как устроена экономика турнира
Александр Островский оценивает бюджет турнира в $3–3,5 млн, из которых $750 тыс. — призовой фонд. Также придется потратиться на аренду площадей Национального теннисного центра (НТЦ) им. Хуана Антонио Самаранча, расположенного на берегу Москвы-реки в районе станции метро «Водный стадион». На кортах НТЦ организаторам предстоит возвести временные трибуны для зрителей, в том числе вместимостью 5–6 тыс. человек на центральном корте.
Стоимость аренды кортов НТЦ Островский не называет, но говорит, что она будет некритичной для бюджета: «В разы дешевле аренды «Олимпийского», где проходит Кубок Кремля». По данным на портале госзакупок, недельная аренда «Олимпийского» в 2017 году обошлась организаторам Кубка Кремля в 13,5 млн руб. Деньги выделило принадлежащее Минспорту ФГАУ «Управление спортмероприятий», через которое министерство финансирует проведение массовых стартов: «Лыжня России», «Кросс нации», различные спартакиады и фестивали. Еще более 9 млн руб. «Управление спортмероприятий» заплатило за охрану турнира, обеспечение звука, техобслуживания и т.д.
Кубок Кремля с самого основания был под патронажем государства. Организатором этого турнира выступает некоммерческая организация Фонд развития тенниса в России, близкая к руководителям Федерации тенниса России Шамилю Тарпищеву и Алексею Селиваненко. Гендиректор Кубка Кремля Яков Шахтин обосновывал получение помощи от государства тем, что Кубок Кремля — это центр развития тенниса как вида спорта в стране.
Доходная часть бюджета коммерческих теннисных турниров в мире обеспечивается из трех источников — деньги от спонсоров и партнеров, продажа прав на телетрансляции и выручка от продажи билетов на соревнования, говорит Александр Островский, признавая, что по всем трем пунктам у O1 Properties Moscow Open существуют «определенные проблемы».
Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в свое время говорил, что привлечь к спонсорству тенниса частников практически нереально. «У нас в силу того, что как такового среднего бизнеса нет, то и нет средних или маленьких спонсоров. Крупным же спонсорам реклама не нужна. Они выделяют деньги «по звонкам» — кто уговорит, тому они и дают деньги», — говорил Тарпищев.
Островский не скрывает, что O1 Properties, которой он руководит, в случае необходимости готова взять часть расходов на себя, но надеется, что ему удастся привлечь финансирование извне. По его словам, оргкомитет ведет переговоры с потенциальными партнерами турнира из числа банковских структур, ИТ-компаний, автопроизводителей. «Нам нужно три-четыре основных партнера для того, чтобы обеспечить бюджет, — говорит Островский. — Если партнеры будут готовы покрыть весь спонсорский бюджет, то мы можем не задействовать средства O1 Properties».
Опрошенные РБК эксперты сомневаются, что организаторам нового турнира удастся найти $3 млн спонсорских денег. По мнению главы российского офиса рекламно-коммуникационного агентства Publicis Media Sport & Entertainment Сергея Бархударьяна, это хороший проект для реализации, хотя в первый год проведения турнира организаторам покрыть полностью все расходы за счет спонсорских и партнерских поступлений будет не легко. «Турнир все-таки будет проходить после окончания чемпионата мира по футболу, к которому будет приковано внимание и любителей спорта, и компаний, рассматривающих спорт как инструмент выстраивания маркетинговых коммуникаций, — говорит Бархударьян. — К тому же большинство потенциальных партнеров — автопроизводители, производители хронометров — предпочитают заходить в такие проекты продуктом, а не деньгами. С таких компаний можно получить максимум по $100-200 тыс.». По мнению эксперта, гораздо большие суммы организаторы турнира могут привлечь от партнеров O1 Properties по основному бизнесу компании, связанному с коммерческой недвижимостью. «Это распространенная в России практика, когда компания, связанная с организатором спортивного мероприятия по основному бизнесу, готова выделить деньги в качестве спонсорских», — говорит Бархударьян. По оценке эксперта, организаторы турнира могут совокупно привлечь от партнеров до $2.5 млн. «Но надо понимать, что первый год — инвестиционный, важно зарабатывать положительную репутацию, помимо получения прибыли и покрыть почти 70% бюджета за счет привлечения средств спонсоров будет отличным результатом», говорит Бархударьян.
Такой же точки зрения придерживается и вице-президент Федерации тенниса России Алексей Селиваненко. «Александр Островский — человек известный, у него много партнеров по бизнесу, которых можно вовлечь в финансирование турнира, создать спонсорский пул, — говорит он. — А уже потом, когда качественный продукт будет создан, придут и люди с рынка».
Старший менеджер PwC Александр Кардаш обращает внимание на то, что поиск спонсоров для турнира будет затруднен тем, что WTA «закрывает» спонсорство в некоторых категориях, где присутствуют глобальные спонсоры WTA. Глобальными партнерами WTA являются автомобильный бренд Porsche (принадлежит Volkswagen), производитель программного обеспечения SAP, Dubai Duty Free, марка спортивного питания Usana и китайский видеохостинг iQIY. «Скорее всего, весь необходимый бюджет за счет спонсоров не получится, — прогнозирует он. — Многое будет зависеть от уровня теннисисток, которые согласятся приехать. Турнир новый, и в первый год к нему будут присматриваться спортсмены, спонсоры и зрители».
«Деньги, которые O1 проинвестирует в проект, небольшие по сравнению с размером всего бизнеса компании, — считает управляющий партнер Colliers Russia Николай Казанский. — При этом, безусловно, компания получит серьезный позитивный репутационный эффект». По его мнению, реальное экономическое влияние проведения подобного теннисного турнира на бизнес оценить сложно — все же «спорт в России ближе к благотворительности».
Что такое O1 Properties
Инвестиционная компания O1 Properties — один из крупнейших собственников бизнес-центров класса А в Москве. Владеет и управляет портфелем из 15 готовых бизнес-центров, расположенных в ключевых деловых районах столицы. Общая арендуемая площадь бизнес-центров O1 Properties — 584 тыс. кв. м. По данным компании, рыночная стоимость этого портфеля составляет $4,34 млрд (по состоянию на конец 2016 года). O1 Proreties основана в августе 2010 года предпринимателем Борисом Минцем — председателем совета директоров (в 2004–2013 годах) финансовой корпорации «Открытие». В числе арендаторов — Volkswagen Group, Walt Disney, PwC, McKinsey & Company, Deloitte, LG Electronics, Ситибанк и другие.
Телеправа и зрители
Заработать на продаже прав на показ теннисного турнира практически нереально, утверждают эксперты. «Во всем мире телеканалы-вещатели платят организаторам за право транслировать турнир. У нас обратная ситуация: если ты хочешь, чтобы турнир показали по ТВ, ты должен заплатить, — сетует Островский. — Это странная, неправильная ситуация. В будущем мы бы хотели эту ситуацию изменить». То, что в России за организацию показа тенниса надо доплачивать вещателям, подтвердил РБК и Алексей Селиваненко — один из организаторов Кубка Кремля: «Ситуация печальная. Передача телеправ в России сегодня это не доходная, а расходная статья. Это наша самая больная тема».
«В полном объеме такой турнир тот же «Матч ТВ» точно не покажет, — считает Сергей Бархударьян. — Даже если удастся пригласить Уильямс и Шарапову, можно договориться о показе лишь высоких стадий или матчей с участием той же Шараповой — не более пяти-шести поединков».
В 2017 году матчи Кубка Кремля посетили 77 тыс. зрителей — на 10 тыс. больше, чем годом ранее. Организаторы, комментируя рост посещаемости, отмечали всплеск интереса к теннису. Однако значительная часть билетов на матчи распространялась бесплатно: спонсор турнира банк ВТБ выдавал бесплатный билет на матчи Кубка Кремля всем желающим при предъявлении карты банка в розничном отделении.
Организаторы летнего турнира планируют привлечь сопоставимую аудиторию, но за деньги. По словам Александра Островского, он хотел бы, чтобы матчи турнира (длится неделю) посетили 30–50 тыс. зрителей. Опрошенные РБК эксперты отмечают, что летний турнир на берегу реки в хорошую погоду и при наличии интересной развлекательной программы мог бы привлечь даже публику, далекую от тенниса.
«Любители тенниса — это, конечно, довольно узкая категория, рассчитывать на массовый интерес публики сложно, — считает партнер ивент-агентства EventumPremo Полина Толкачева. — Однако если организаторы турнира будут работать с расширением охвата — создавать, к примеру, на территории теннисного комплекса какие-то активности для детей, то потенциально можно привлечь людей, этим видом спорта не очень интересующихся».
Алексей Селиваненко в беседе с РБК отметил, что теннисные турниры в принципе не приносят больших прибылей организаторам. «Много зарабатывают только самые крупные соревнования — серии «Большого шлема» и Premier Mandatory, — отмечает он. — Если же говорить о турнирах поменьше, то многие из них финансируются за счет бюджетов городов, где они проходят, так как их проведение повышает туристическую привлекательность. Это нормальная общепринятая практика».
Люди, знающие лично Бориса Минца, отмечают, что предприниматель является давним поклонником тенниса. Он играет сам, организует корпоративные турниры O1 Properties и молодежные соревнования. «Я уважаю и поддерживаю спорт с интеллектуальной составляющей, — рассказывал Минц о своих увлечениях. — Теннис — один из них».
Гендиректор O1 Properties Александр Островский в 2011 году открыл теннисную академию в Химках, где занимаются более 350 детей на постоянной основе. По его словам, инвестиции только в строительство инфраструктуры академии составили 200 млн руб. Самой известной студенткой академии Островского является 16-летняя Анастасия Потапова — победительница юношеского Уимблдона-2016, занимающая в текущем мировом рейтинге 243-е место.