Обязательства «Аэрофлота» перед «ВТБ Лизингом» превысили $2 млрд
Лизинговый портфель «ВТБ Лизинг» по группе «Аэрофлот» (кроме одноименной авиакомпании в нее входят «Победа» и «Россия») на середину декабря 2021 года составил 169 млрд руб. (или $2,29 млрд по курсу ЦБ на 18 декабря), рассказал РБК гендиректор лизингодателя Дмитрий Ивантер. Это порядка 30% от всего портфеля самой «ВТБ Лизинг».
Как уточнил представитель пресс-службы ВТБ, в 2021 году портфель группы «Аэрофлот» сократился в связи с погашением части лизинговых платежей (объем изменений он не уточнил). В эту сумму также входят задолженность в размере $164,5 млн еще за первое полугодие 2020 года (эти выплаты переносились уже дважды) и все лизинговые платежи будущих периодов. «В настоящий момент все [арендные] платежи осуществляются в соответствии с утвержденными графиками», — отмечает Ивантер. По его словам, сейчас стороны не планируют каких-либо значимых пролонгаций и реструктуризаций, однако возможны дополнительные переносы платежей в рамках общего срока погашения до конца 2023 года с целью дополнительной поддержки группы «Аэрофлот» в низкий сезон.
На «ВТБ Лизинг» приходится 19% парка группы «Аэрофлот» (67 из 351 самолета). Последний самолет в рамках контракта «ВТБ Лизинг» поставила группе в 2018 году, он вернется лизингодателю в 2030 году. Тогда же «Аэрофлот» должен погасить все обязательства, отмечает представитель ВТБ. Всего авиакомпания эксплуатирует 186 бортов, «Россия» — 121, «Победа» — 44 (данные Росавиации на 14 декабря 2021 года). Из них «ВТБ Лизинг» принадлежат семь широкофюзеляжных машин — четыре Boeing 747, два B-777 и один Airbus A330; 60 узкофюзеляжных — 50 самолетов B-737-800, девять A319 и один A320.
РБК направил запрос в «Аэрофлот».
Как образовалась задолженность
В 2020 году пассажиропоток «Аэрофлота» из-за антикоронавирусных ограничений упал на 50,3%, до 30,2 млн человек. Выручка группы сократилась на 55,4%, до 302,2 млрд руб., а ее чистый убыток составил 123,2 млрд руб. против 13,5 млрд руб. чистой прибыли годом ранее. На этом фоне были проведены переговоры с лизингодателями по переносу и реструктуризации платежей.
Лизинговые компании идут на реструктуризацию платежей только в случае крайней необходимости, отмечает партнер-учредитель юридической фирмы NYZ Partners (сопровождает сделки авиализинга) Алексей Янбухтин. По его словам, при переносе арендных платежей во внимание принимается не только финансовое состояние авиакомпании, но и перспективы перевозчика сохранить бизнес и в конечном итоге выплатить реструктурированные платежи.
В отчете «Аэрофлота» за 2020 год указано, что общая сумма денежных платежей группы по аренде за прошлый год составила 88,9 млрд руб., что на 33% меньше, чем было в 2019 году. Общий долг «Аэрофлота» на 31 декабря 2020 года составил 751,9 млрд руб., увеличившись на 31,1%. При этом существенная часть долговых обязательств группы — как раз обязательства по договорам лизинга самолетов и авиадвигателей. На конец прошлого года лизинговые обязательства группы составляли 662,5 млрд руб., в том числе 126,8 млрд руб. планировалось оплатить в 2021 году, остальные — 535,7 млрд руб. — начиная с 2022 года.
Кроме лайнеров «ВТБ Лизинг» «Аэрофлот» эксплуатирует самолеты других российских лизингодателей — ГТЛК, ВЭБа, «ПСБ Лизинг» и «Сберлизинга». У группы нет задолженности перед «ПСБ Лизинг», сообщили РБК в пресс-службе ПСБ. В ГТЛК и ВЭБе от комментариев отказались. В «Сберлизинге» на момент публикации не ответили на запрос РБК.
В сентябре 2020 года глава Сбербанка Герман Греф говорил, что «Аэрофлот» с «большим трудом» обслуживает свои долги перед этим банком. Только с начала 2020 года компания заняла у него более 27 млрд руб. «Аэрофлот» — прекрасная компания, очевидно, что переживет эту тяжелую ситуацию, но пока, конечно, они с большим трудом обслуживают все свои долги», — добавил Греф. Тогда представитель «Аэрофлота» назвал это заявление «фигурой речи», но признал, что авиационная отрасль испытывает дефицит ликвидности.
В октябре 2020 года «Аэрофлот» привлек 80 млрд руб. в ходе допэмиссии: 50 млрд руб. от государства (за счет средств ФНБ) и еще 30 млрд руб. — от инвесторов (к примеру, ВТБ на 5 млрд руб.). В результате доля государства в «Аэрофлоте» увеличилась с 51,17 до 57,34%.