В Госдуме предложили ограничить сборы магазинов с поставщиков
Поражение в правах
Поправки в закон «О торговле», внесенные в Госдуму в среду, 21 января, должны устранить несовершенство «беззубого закона о торговле, который только создал дополнительные преференции крупному ретейлу», сказал РБК один из авторов законопроекта, депутат Виктор Звагельский.
Депутаты предлагают снизить максимальный ретробонус (премию, которую поставщик платит ретейлеру за объем продаж) с нынешних 10% до 3% от суммы поставки и сократить отсрочку платежей за поставки товара. В частности, отсрочка по оплате скоропортящихся товаров снижена с 10 до 5 дней, товаров со сроком хранения до одного месяца – с 30 до 20 дней, товаров длительного хранения – с 45 до 35 дней.
Закон и сейчас запрещает сетям навязывать поставщикам маркетинговые услуги. В поправках этот запрет прописан гораздо более детально. Например, запрещается не только включение в договор поставки пункта об услугах по продвижению товаров, но и исполнение такого пункта. Причем и в тех случаях, когда стороной по договору выступает не сеть, а «третьи лица». Сами услуги, которые нельзя оказывать, предлагается перечислить в законе. Запрещается «взимание платы либо осуществление оплаты за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты», «взимание платы либо осуществление оплаты за изменение ассортимента продовольственных товаров» и т.д.
Для нарушителей поправками в Кодекс об административных правонарушениях вводятся штрафы: ограничение доступа поставщика на рынок, ретробонус выше 3% и другие прегрешения могут обойтись сети в сумму более 5 млн руб.
В документ вошли не все ужесточения, о которых ранее говорили авторы проекта. Так, исчезла норма о возможной остановке работы сети на три месяца за выявленные случаи давления на поставщиков. «Ко второму чтению мы добавим этот пункт», – обещает Звагельский. Он объясняет, что авторы не стали включать его в текст потому, что он мог вызвать неоднозначную реакцию: без четко прописанных правил применения такой нормы она могла бы стать поводом для злоупотреблений чиновников.
Ретейлерам проект, разумеется, не нравится.
Авторы готовили этот законопроект около года, при этом у ретейлеров не было возможности принять участие в открытом обсуждении, говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов: «Только сейчас можно действительно начать что-то обсуждать. Но мы категорически возражаем против любого изменения законодательства, нормы которого отлично сейчас работают. Это в любом случае ухудшение условий работы для ретейла, с которыми мы не согласны».
Значительное понижение бонусов для ретейла спровоцирует увеличение наценки по всем товарам и неблагоприятно отразится на потребителе и продуктовой инфляции, считает президент ГК «Дикси» Илья Якубсон. При этом товары базовой потребительской корзины входят в перечень социально значимых, выплата вознаграждения по которым уже и сейчас запрещена. «Мы считаем внесенные поправки несвоевременными и опасными с точки зрения бездефицитного обеспечения покупателей качественными товарами по возможно низкой цене», – заявил Якубсон.
Поставщики в основном проект приветствуют.
В нынешней ситуации с падением оборотного капитала важен каждый день отсрочки по оплате товара, и потому эти поправки устраивают производителей молочной продукции, говорит председатель правления отраслевой ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко: «Для отрасли критичны сроки оплаты, возможность корректировки цены в оперативном режиме и отсутствие завуалированных бонусов сетям».
Отсрочку платежа сократили недостаточно, уверен сотрудник одного из поставщиков. По его мнению, в экономически спокойное время такое сокращение сроков можно было бы считать достижением, но сейчас нет: у производителей нет запаса рентабельности, чтобы брать на себя риски изменения курса рубля.
Закон не работает
Поправки потребовались потому, что закон «О торговле», принятый в 2010 году, плохо работает. Хотя в нем прописано и ограничение «объемной скидки» для сети в 10% от стоимости партии, и запрет обусловливать заключение основного договора поставки разными другими договорами, де-факто эти пункты не соблюдаются. В докладе о состоянии конкуренции Федеральная антимонопольная служба признавала несостоятельность закона: ретейлеры все равно берут свое – поставщикам приходится платить за дополнительные маркетинговые услуги (которые еще не всегда и оказываются).
Помимо разрешенного законом вознаграждения в 10% сети навязывают маркетинговый контракт на продвижение, составляющий от 25 до 40% стоимости товара, рассказывали РБК поставщики. Если просуммировать официальное вознаграждение и все остальные выплаты на маркетинг, логистику и прочее, то общий размер ретробонуса зачастую превышает 30–40%.
Сети требуют осуществлять выплаты, прямо запрещенные законом: безусловный бонус – до 15% от цены поставки, плату за листинг – до 80 тыс. руб. за одну позицию в одном магазине, сбор за открытие новых магазинов – от 450 тыс. руб. за одну торговую точку, ежегодный подарок на день рождения сети, говорилось в аналитической записке, которую Союз производителей алкогольной продукции и еще нескольких отраслевых союзов составил к законопроекту в ноябре прошлого года.
В палитре мнений про закон «О торговле» есть и такое, что он в принципе не может работать. «Это сказка в пользу бедных. Если товар востребован рынком – он в любом случае будет стоять на полках. У поставщиков нет других проблем, кроме отсутствия у людей денег», – считает заместитель генерального директора Барыбинского молочного завода Андрей Бондарь. По его словам, производители и поставщики в любом случае включают все бонусы, которые платят сетям, в конечную цену товара для потребителя, и вряд ли магазины согласятся работать без этой наценки: «Если на них нажать, то эффективность работы торговых сетей снизится в разы, и мы вернемся во времена убожества магазинов и торговли».