СМИ узнали об одобрении строительства ВСМ до Нижегородской области
Власти одобрили строительство первого участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) до Нижнего Новгорода — от подмосковного города Железнодорожный до города Гороховец (находится во Владимирской области, почти на границе с Нижегородской). Об этом стало известно газете «Коммерсантъ».
По ее данным, строительство было одобрено на совещании у вице-премьера Максима Акимова 17 января, источник газеты в аппарате политика подтвердил проведение совещания. По словам другого собеседника издания, на совещании говорилось об обеспечении выхода проекта на плановую операционную безубыточность с третьего года эксплуатации.
Речь шла как о владельце инфраструктуры (концессионере), так и о перевозчике, которым выступает РЖД, причем проект должен окупиться даже при консервативной оценке пассажиропотока.
Стоимость проекта первого участка ВСМ оценивается в 621,55 млрд руб., из них 200 млрд руб. должен предоставить бюджет, еще 200 млрд руб. — РЖД, остальные средства — за концессионером, который пока не выбран. Участок Железнодорожный — Гороховец может стать первым этапом строительства ВСМ Москва — Казань.
Финансовая модель проекта «требует окончательных решений по предоставлению капитального гранта <…> в как можно более ранние сроки», отмечает газета со ссылкой на материалы к совещанию у Акимова. Согласно данным издания, плюсовая рентабельность для концессионера продлится до 2025 года, а перевозчик достигнет операционной безубыточности в 2026 году.
«На плановую операционную безубыточность могут оказать влияние иные, не контролируемые концессионером факторы», — говорится в документах, при этом в предложенной финансовой модели допускается рост капитальных затрат на инфраструктуру на 10%, а также падение прогнозного спроса на 30%.
Согласно прогнозам РЖД, около 40% всех пассажиров между Москвой и Нижним Новгородом будут приходиться на будущую ВСМ, рассказали газете в компании. На третий год работы магистрали пассажиропоток между Москвой и Нижним Новгородом составит 3,13 млн человек в год, а по всей ВСМ — 7,7 млн пассажиров в год.
В ноябре источники «Ведомостей» рассказали о сомнениях президента Владимира Путина касательно необходимости строительства ВСМ. По их словам, глава государства на совещании поручил правительству вновь проработать проект магистрали.
«В ближайшие годы планируется выделить деньги не только на этот проект, но и на реконструкцию трассы M7 и на платную трассу, которая станет частью транспортного коридора Европа — Западный Китай», — рассказал собеседник газеты. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщал, что «подобные мегапроекты подлежат очень тщательной выверке и согласованию».