СМИ узнали о рекордном количестве брошенных поездов на железных дорогах
Количество брошенных поездов на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в среднем в 2019 году увеличилось вдвое по сравнению с предыдущими годами и достигло максимального значения с 2014-го. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику РЖД.
Как пишет издание, если в 2015-м количество брошенных составов в среднем по году не превышало 666 в сутки, то в 2019-м это значение выросло до 1246 (за исключением октября, когда оно составляло меньше 1 тыс.).
Кроме того, в РЖД отмечают, что количество незадействованного подвижного состава с конца прошлого года растет, сообщает издание. В частности, речь идет о полувагонах, которые используются для перевозки угля, но из-за ухудшения ситуации на рынке остаются невостребованными. Такие составы временно оставляют на станциях, где они не мешают перевозкам.
В апреле 2019 года угольные компании попросили РЖД снизить тарифы на перевозку угля на западном направлении из-за падения цен на сырье до трехлетнего минимума. По данным источника РБК, уже с марта компании терпели убытки в размере $10 с тонны.
По данным источника «Коммерсанта», сейчас на железной дороге простаивает около 1,8 тыс. поездов в сутки, тогда как в прошлом году это значение не превышало 1685.
Всего в январе образовалось более 290 тыс. не задействованных в перевозках вагонов, сообщают в РЖД. Из-за этого срок оборота одного вагона замедлился на 5,2 суток (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).
Несмотря на сложную ситуацию с ростом числа брошенных вагонов, их производство только растет, следует из статистики РЖД. В январе парк вагонов вырос на 5,1% (1,173 млн) по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Как сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на данные Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2019-м выпуск вагонов увеличился на 15,5% по сравнению с 2018 годом.
Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук сообщил изданию, что в 2020 году выпуск вагонов может сократиться (около 65 тыс. по сравнению с 79,6 тыс. в 2019-м), однако это произойдет, если правительство не будет стимулировать их закупку.
Кроме роста производства вагонов и ухудшения конъюнктуры рынка на ситуацию с брошенными подвижными составами влияет и загруженность Восточного полигона. Еще в 2018 году президент России Владимир Путин призвал увеличить отгрузку угля на восточном направлении почти в два раза, до 195 млн т к 2025-м. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, возникает дисбаланс парка полувагонов. «Порожние полувагоны стремятся на Кузбасс. Погрузка там сегодня ограничена, в том числе ввиду логконтролей (отграничение погрузки на Восточный полигон). А дальше получается замкнутый круг. То отгрузить не могут, то принять порожний вагон некуда», — сказал он.