Дебоширов на МЦК будут выявлять с помощью искусственного интеллекта
Данные о драках и вандализме будут передаваться не машинисту, а в специальный центр РЖДНа Московском центральном кольце (МЦК) внедрят программно-аппаратный комплекс, который будет дистанционно выявлять признаки «асоциального поведения» пассажиров в салонах электропоездов «Ласточка» и на остановках.
Это следует из условий конкурса, который объявил Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС, 75% его акций принадлежит РЖД).
Разработку такого комплекса оценили в 15,7 млн руб., итоги конкурса должны быть объявлены до конца октября. «Работа по новому программно-аппаратному комплексу выполняется в рамках создания беспилотной «Ласточки», — пояснил РБК замгендиректора НИИАС Павел Попов. Испытания новой разработки в составе электропоезда намечены на 2022 год. «Существующие «Ласточки» тоже можно будет оборудовать этим комплексом, но сейчас мы нацелены на оснащение им только беспилотных электропоездов», — подчеркнул Попов.
Как будут выявлять дебоширов на МЦК
В сутки по МЦК, запущенному в сентябре 2016 года, курсируют 242 пары поездов в рабочие дни, а в выходные — 211 пар. Длина МЦК — 54 км, сейчас на кольце открыта 31 станция. В 2019 году по МЦК проехали 148 млн пассажиров. За пять лет работы кольца не обошлось без инцидентов. Так, в июне 2020 года между пассажирами «Ласточки» произошел конфликт из-за громкости включенного на планшете мультфильма. В феврале 2021 года уголовное дело об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью правоохранительные органы возбудили после драки инспектора транспортной безопасности и трех безбилетников на станции МЦК «Ростокино».
Новый программно-аппаратный комплекс, который поручил разработать институт РЖД, будет автоматически и в режиме реального времени выявлять признаки «асоциального поведения» пассажиров на основе интеллектуальной обработки и анализа видеоизображений с камер наблюдения, а также акустической (речевой) информации с применением технологий машинного зрения и искусственного интеллекта, сказано в конкурсной документации. В перечень признаков такого поведения войдут три основных:
- крики;
- проявление агрессии (будут анализироваться тон голоса и манера речи);
- взрывы и другие громкие звуки, нестандартные для шумовой обстановки внутри вагона.
Новый комплекс будет «самостоятельно распознавать девиантное поведение пассажиров (отклоняющееся от общепринятой нормы) как в салоне поездов, так и на платформе на основании видеопотока с камер, сказал РБК гендиректор завода «Уральские локомотивы» Олег Спаи. «Уральские локомотивы» — совместное предприятие немецкого концерна Siemens и группы «Синара» Дмитрия Пумпянского, производитель «Ласточек».
Необходимость создания нового программно-аппаратного комплекса в конкурсной документации объясняется требованиями обеспечения безопасности пассажиров в условиях полностью автоматического беспилотного движения на МЦК. РЖД рассчитывают запустить беспилотные «Ласточки» на МЦК в 2024 году, говорил в мае 2021 года гендиректор госмонополии Олег Белозеров. По его словам, к этому времени все составы «Ласточек» должны быть беспилотными. Сертификация этих электропоездов намечена на 2022 год.
В июне пресс-служба РЖД сообщала, что две «Ласточки» уже оборудованы в соответствии с третьим уровнем автоматизации (GoA3), который включает автоматическое управление движением и остановкой. Но при этом требуется участие человека в закрытии и открытии дверей и при нештатных ситуациях. К началу лета 2021 года эти «Ласточки» прошли около 2 тыс. испытаний при разных погодных условиях. «Мы постоянно проводим тестировании беспилотных «Ласточек» и на МЦК, и на испытательном кольце в Щербинке», — говорит Попов.
Как будет работать беспилотное движение на МЦК
При четвертом уровне автоматизации (GoA4) на МЦК система управления будет выполнять весь комплекс ведения поезда, мониторинг и диагностику бортового оборудования, автоматически открывать и закрывать двери. При этом будут возможны три режима управления: машинистом из кабины, дистанционно (с рабочего места машиниста-оператора) и автоматически. Белозеров не уточнял, с каким уровнем автоматизации поедут «Ласточки» в 2024 году.
Сейчас идет разработка поезда с максимальной степенью автоматизации (GoA4). «В середине 2022 года такая «Ласточка» должна быть построена. После, еще год, мы будем его тестировать, проверять», — рассказал Попов. Сертификацию этого поезда планируется завершить в 2023 году. «Только после этого будет принято решение о тиражировании таких «Ласточек», — добавил он.
Беспилотные составы должны перевозить пассажиров по МЦК с интервалом три минуты (сейчас минимум четыре минуты).
Сейчас все «Ласточки» на МЦК оборудованы системами видеонаблюдения, информация с которых транслируется на пульт управления машиниста, контролирующего ситуацию в поезде и в случае обнаружения «асоциального поведения» у пассажиров принимающего меры, отмечает Спаи. После внедрения нового комплекса информация будет передаваться в единый диспетчерский центр РЖД. Сейчас «Уральские локомотивы» разрабатывают конструкторскую документацию на усовершенствование существующей системы видеонаблюдения дополнительными камерами для обеспечения полного функционала системы, разрабатываемой НИИАС, говорит глава завода. Планируется, например, монтаж камер в дверных порталах для контроля поведения пассажиров в процессе посадки и высадки из вагона.