«Коммерсантъ» узнал о приостановке полетов половины Airbus neo в России
Российские авиакомпании приостановили полеты на 34 самолетах Airbus A320neo и А321neo, это половина парка этих лайнеров в стране, сообщает «Коммерсантъ». Всего в России осталось 66 воздушных судов этого семейства.
По данным газеты, наиболее сложная ситуация сложилась у S7 — у этой авиакомпании припаркован 31 из 39 самолетов A320/А321neo возрастом от трех до семи лет. У «Аэрофлота» из девяти таких воздушных судов на обслуживании находятся два, у «Уральских авиалиний» припаркован один самолет из 11.
Источники издания допускают, что до половины простаивающих самолетов могут не вернуться к полетам. Причиной, по данным газеты, стали сложности с обслуживанием американских двигателей Pratt & Whitney (P&W) и французских Leap, из-за чего компании экономят ресурсы. Два источника «Ъ» говорят, что это может продлиться до начала следующего высокого сезона, когда к полетам сможет вернуться большинство самолетов.
При этом два других собеседника утверждают, что ресурсы двигателей более чем 20 воздушных судов в парке S7 уже фактически исчерпаны. Также источники отмечают, что P&W в прошлом году отзывал свои двигатели, из-за чего авиакомпаниям пришлось сокращать рейсы, а этим летом Airbus объявила о сокращении плана поставок новых самолетов из-за нехватки двигателей от этой компании и Leap.
Ситуация с французским производителем считается «менее критичной»: его двигатели требуют ремонта в среднем каждые 2–2,5 года, тогда как у P&W — каждые полтора года. У двигателей предыдущих поколений в норме этот межремонтный период длится пять-семь лет. Самая большая проблема для нынешних — хрупкость лопаток, отмечает «Ъ». По средней оценке источников газеты, в отсутствие ремонта в России самолеты A320/А321neo начнут массово выбывать из эксплуатации с 2026 года.
По данным «Коммерсанта», некоторые авиакомпании запрашивали у Минтранса разрешение на вывоз лайнеров за границу для ремонта, однако не получили ответа. Некоторые собеседники издания считают, что это вряд ли было бы эффективным, поскольку ремонт делается в «недружественных странах» и двигатели могут отслеживать во избежание поставок в Россию вопреки санкциям. Другие источники допускают, что ситуацию можно улучшить, если ввозить детали двигателей по отдельности.
Великобритания, США, ЕС и другие страны ввели ограничения на полеты российских авиакомпаний весной 2022 года. Евросоюз запретил экспорт в Россию товаров и технологий, использующихся в авиационном и космическом секторах. Boeing и Airbus приостановили техобслуживание и поддержку российских авиакомпаний и поставки им запчастей.
Осенью того же года глава Airbus Гийом Фори усомнился в достаточной безопасности лайнеров в России из-за нехватки запчастей и невозможности обновлять программное обеспечение. В Минтрансе в ответ заявили, что в стране есть все возможности для обслуживания самолетов и поддержания их летной годности.
Читайте РБК в Telegram.