Торговая сеть «Дикси» поменяла руководство
«Свежий взгляд»
Илья Якубсон, возглавлявший группу компаний «Дикси» (включает дивизионы «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт») с 2009 года, покинул пост президента и сосредоточится на работе в совете директоров, следует из сообщения пресс-службы «Дикси», опубликованного в понедельник. Объясняя свою отставку, Якубсон, слова которого приводятся в сообщении, пояснил, что «Дикси» стоит «на пороге нового этапа развития», а потому компании необходим «свежий взгляд».
Новым главой одного из крупнейших ретейлеров России стал Сергей Беляков, бывший вице-президент и управляющий директор группы компаний «Меркурий», которой принадлежит более 54% акций ПАО «Дикси Групп» (головная компания публичного ретейлера). «Я хорошо знаком с компанией и ожиданиями акционеров по дальнейшему росту бизнеса и созданию акционерной стоимости, вместе с Ильей Якубсоном участвовал в работе над стратегией компании и уверен, что менеджменту «Дикси» по силам решение самых сложных задач», — прокомментировал свое назначение Беляков (его слова приводятся в пресс-релизе).
Илья Якубсон и Сергей Беляков в понедельник были недоступны для комментариев.
Собиратель дивизионов
Илья Якубсон — одна из ключевых фигур российского ретейла. Он окончил исторический факультет Орловского государственного педагогического института. С 1997 года занимал должность генерального директора группы компаний «Паллада», под управлением которой находились сеть дискаунтеров «Сберегайка» и сеть супермаркетов «Паллада» в Орловской и Курской областях. В 2006 году Якубсон перешел на должность вице-президента ТК «Мегаполис» ГК «Меркурий». В 2008 году он был назначен вице-президентом ГК «Дикси», а в 2009 году стал президентом компании. Илья Якубсон также с 2011 года возглавлял Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), но в текущем году покинул этот пост. «Ассоциация сегодня находится на столь высоком уровне развития и решает столь амбициозные задачи, что совмещать лидерство в ней с постом топ-менеджера компании становится все сложнее», — тогда цитировал АКОРТ в пресс-релизе Якубсона.
В 2008 году, когда Якубсон стал вице-президентом ГК «Дикси», выручка группы составила 48,3 млрд руб. За это время выручка компании выросла более чем в пять раз — за текущий год, по прогнозам самой ГК «Дикси», она составит 274,8 млрд руб. Кроме того, по итогам 2014 года «Дикси» впервые обогнала по выручке германскую Metro Cash & Carry и поднялась с пятого на четвертое место в рейтинге крупнейших продуктовых ретейлеров по версии «INFOline-Аналитики». В 2014 году общая выручка группы компаний «Дикси» составила 229 млрд руб.
«Илья Якубсон был приглашен [в «Дикси»], чтобы из децентрализованных дивизионов собрать единую компанию и наращивать ее темпы роста, — пояснил РБК источник, близкий к компании. — Теперь нужен кто-то, кто сделает ее более эффективной».
Финансовые результаты «Дикси» в 2015 году оказались не очень успешными. Из всех публичных продуктовых ретейлеров по итогам первых девяти месяцев этого года по росту выручки «Дикси» обогнала только «О’кей»: у «Дикси» продажи выросли на 19,8%, до 197,4 млрд руб., у «О’кей» — на 5,6%, до 114,6 млрд руб. (подробнее — см. график). Сопоставимые продажи «Дикси» за девять месяцев увеличились всего на 3,8%, при этом трафик упал на 4,3%.
В последнее время «Дикси» допустила некоторые ошибки, считает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В частности, компания довольно быстро наращивала долю собственных торговых марок (СТМ) в ассортименте и это могло вызвать у потребителей ощущение сужения предложения, приводит пример Бурмистров.
Антикризисный менеджер
В сентябре этого года перестановки в топ-менеджменте затронули и второго по величине ретейлера России X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Исполнительный директор компании Стефан Дюшарм, занимавший эту должность с лета 2012 года, был номинирован на пост председателя наблюдательного совета X5 Retail Group. Новым генеральным директором компании стал Игорь Шехтерман, с 2013 года возглавлявший в X5 комитет по назначениям и вознаграждениям. Источники РБК, близкие к наблюдательному совету компании, отмечали, что назначение Дюшарма на пост главы X5 изначально носило временный характер: перед ним были поставлены задачи вывести компанию из кризисного состояния и изменить операционную работу.
Цель — 6 тыс. магазинов
Решение о назначении нового президента «Дикси» готовилось задолго до объявления, знает Михаил Бурмистров. По его словам, после Нового года Якубсон будет заниматься вопросами, связанными с новой стратегией компании. О том, что в последнее время Игорь Кесаев, Илья Якубсон и Сергей Беляков совместно разрабатывали новую пятилетнюю стратегию развития ГК «Дикси», которая будет принята в 2016 году, знает и источник РБК, близкий к компании.
В презентации, которую Илья Якубсон представлял поставщикам компании в октябре 2015 года (есть в распоряжении РБК), содержатся планы «Дикси» до 2020 года. Изменения предусмотрены для каждого из дивизионов. Главное — планируются изменения в ассортименте, оптимизация промоакций и создание персонифицированной программы лояльности, улучшение ценового позиционирования и изменение внутреннего убранства магазинов. В «Виктории» обновят ассортимент и введут новые товары, будут использовать кросс-мерчендайзинг и расширят зону товаров категории «фреш» (свежие продукты). Предусмотрены изменения и гипермаркетов «Мегамарт»: будет проведена реновация внешнего вида магазинов и изменена выкладка товаров. Магазины будут использовать систему автозаказа, будет усилен мониторинг представленности товаров на полке. К 2020 году, судя по презентации, группа планирует совокупно увеличить количество магазинов сетей с 2667 (по состоянию на конец ноября 2015 года) до 6 тыс.