Ретейлер «О'Кей» отпустил потребителя в чужие магазины
Компания «О'Кей», развивающая одноименные сети гипермаркетов и супермаркетов, сумела выполнить свой прогноз по выручке, который дважды снижала в течение прошлого года: с 12–16% до 7–9%. По итогам 2014-го выручка «О'Кей» увеличилась в сравнении с показателем 2013-го на 8,9%, до 149,916 млрд руб., только в 4-м квартале – на 5,1%, до 41,505 млрд руб., говорится в сообщении компании.
«Особенно сильно сказался спад в макроэкономике и запрет импорта продовольствия из ряда стран», – процитирован в сообщении гендиректор «О'Кей» Тони Майер. По оценкам старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, доля товаров, попавших под продовольственное эмбарго, в выручке «О'Кей» достигала 10%. «Это, пожалуй, самый высокий показатель среди публичных конкурентов «О'Кей», – говорит Колупаева.
Продажи сопоставимых магазинов «О'Кей» в 4-м квартале снизились на 5,1% из-за сокращения покупательского трафика на 6,2%. Сокращение потребительского потока лишь немного сгладилось ростом среднего чека на 1,2%.
По итогам всего года LFL-выручка ретейлера [like-for-like – у сопоставимых магазинов, без учета новых открытий] сократилась на 0,2% из-за падения трафика на 4,2%. Размер среднего чека по группе в 2014-м увеличился на 4,2%. Сумм ретейлер не называет.
«Магазины «О'Кей» не смогли предложить потребителям лучшей цены, при этом покупатели продолжили оптимизировать состав своей корзины. У компании нет такой переговорной силы с поставщиками, как у более сильных игроков, например, у «Ашана», – объясняет Колупаева. – При этом у гипермаркетов компании большое пересечение с магазинами «Ленты» и «Ашана», которые проводят более агрессивную ценовую политику».
За год «О'Кей» открыла 14 магазинов: девять гипермаркетов и пять супермаркетов (в том числе в 4-м квартале было открыто 10 магазинов, включая пять гипермаркетов). Получается, что компания перевыполнила собственный план по открытию гипермаркетов – восемь магазинов. Но дальнейшая экспансия сети под вопросом, считают аналитики Sberbank CIB, инвестиционного подразделения Сбербанка: в своем отчете они указали, что «О'Кей», как его конкурент – «Лента», крайне чувствителен к повышенным кредитным ставкам.
«У обеих компаний отрицательные свободные денежные потоки, а имеющиеся кредиты покрывают открытие магазинов только на первое полугодие 2015-го. Большинство новых проектов «Ленты» и почти все у «О'Кей» убыточны при стоимости долга в 17% [годовых]. Соответственно, компании могут быть вынуждены приостановить новые проекты и освоение земельных участков, которые им уже гарантированы, в случае сохранения запретительных процентных ставок финансирования», – говорится в отчете.
Сама компания «О'Кей» пока нацелена на дальнейшее расширение сети: «Однако экспансия будет умеренной, чтобы избежать существенных заимствований с учетом текущих ставок на рынке».
Капитализация «О'Кей» на Лондонской бирже в четверг, 22 января, выросла на 7,05%, до $1,1 млрд.