Минэкономразвития предложило узаконить невозвратные тарифы в отелях
Минэкономразвития предложило узаконить применение невозвратных тарифов в коллективных средствах размещения — такие тарифы предполагают более низкую стоимость, но не предусматривают возврата средств в случае отмены бронирования. Это следует из текста разработанного ведомством законопроекта и пояснительной записки к нему, с которой ознакомился РБК.
Изменения вносятся в законы «Об основах туристской деятельности» и «О защите прав потребителей», а также в первый пункт статьи 782 Гражданского кодекса, указано в пояснительной записке. Законодательное закрепление тарифа было предусмотрено разработанной министерством «дорожной картой» по развитию туризма до 2025 года. Планируется, что проект федерального закона внесут в правительство в феврале 2024 года.
Минэкономразвития разработало проект закона о предоставлении гостиницам возможности устанавливать как возвратный, так и невозвратный тариф, а туристам — возможности выбора, каким тарифом воспользоваться, ответили в пресс-службе министерства. Так, в перспективе можно будет выбрать невозвратный тариф и забронировать номер по более низкой цене или выбрать возвратный тариф и снизить риски, связанные с возможной отменой поездки. «Рассчитываем, что принятие законопроекта увеличит доступность проживания для гостей благодаря возможности бронирования по более низким ценам, а гостиницам позволит более эффективно планировать свою деятельность и снизить издержки», — добавили в пресс-службе министерства.
Ввести невозвратные тарифы в отелях и гостиницах по минимальным ценам предлагал Ростуризм еще в конце 2021 года. Тогда предлагалось включить невозвратные тарифы в договор о проживании в гостинице или гостевом доме. Ранее законодательное введение невозвратных тарифов в отелях поддерживал и курирующий туристическую отрасль замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков.
По словам Ильи Уманского, президента Российского союза туриндустрии, гостиничный бизнес терпит убытки из-за отмены туристами бронирований за несколько дней до или в день заезда. «В последнюю неделю до заезда отменяется каждый десятый номер, и не всегда его удается реализовать заново. Поэтому такой отказ — это прямой убыток отеля, что при низкой рентабельности гостиничного бизнеса и высокой сезонности снижает доходы средств размещения и инвестиционную привлекательность бизнеса», — сказал Уманский.
Незаехавший турист — проблема для отеля, особенно в пик сезона, соглашаются вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) и гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. При внезапной отмене бронирования номер в отеле может пустовать 5–7 дней, поскольку «быстро его не продать». Сейчас в случае отмены бронирования, по словам Ромашкина, с туриста можно удержать только сумму за сутки проживания. «При невозвратном тарифе отель получит на 20–25% меньше, но зато гарантированно. Это снизит риски отеля, а турист получит выгодную цену», — считает эксперт.
Невозвратные тарифы в отелях в первую очередь выгодны для туристов, говорит Уманский. «Мы предлагаем использовать невозвратный тариф всегда в паре с возвратным, чтобы у туриста было право выбора», — рекомендует он. Путешественники, заранее планирующие свои поездки, смогут уменьшить стоимость отдыха от 10 до 20% при использовании тарифа без возможности отмены бронирования. В случае если турист сомневается в своей поездке, он сможет выбрать опцию «с отменой» и получить услугу по рыночной цене, а гостиница сможет заранее спрогнозировать и заложить этот риск. При этом отмена невозвратного тарифа будет возможна в случае вынужденного отказа туриста — например, по причине болезни или форс-мажорных обстоятельств, объяснил Уманский.
Невозвратные тарифы — стандартная международная практика, напоминает Уманский. «Наши туристы уже сталкивались с ней, выезжая за рубеж, и мы приветствуем ее применение и в нашей стране», — сказал он. По его словам, похожие механизмы уже давно работают в транспортной отрасли — можно использовать невозвратные тарифы на самолет или поезд и сэкономить.
Ранее невозвратные тарифы не были узаконены в отелях, но при этом присутствовали, например, у авиакомпаний и РЖД, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Вадим Прасов. Также невозвратные тарифы уже используют агрегаторы. «Когда бронь является негарантированной, то есть оплата за нее не внесена, гостиницы нередко сталкивались с ситуацией, когда гость бронирует одновременно номера в пяти отелях, а останавливается потом в одном», — рассказывает Прасов. По его словам, невозвратные тарифы могут быть удобны и для отелей, и для гостей. «Гости, которые могли планировать свою поездку заблаговременно и быть уверенными в том, что она состоится в эти даты, могли воспользоваться невозвратным тарифом и забронировать отель в среднем на 15–25% дешевле базового тарифа», — сказал он. Отели при этом получали подтверждение гостя и предоплату заблаговременно по этой брони, соответственно, тоже чувствовали себя защищенными. По словам Прасова, этот механизм может в том числе стимулировать туристические поездки.
Фиксированные тарифы — это еще одна мера стимулирования внутреннего туризма, уверен председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. «Вопрос ценообразования во внутреннем туризме не раз обсуждался в Госдуме. Обычно нам приходится вырабатывать компромисс между двумя полюсами — интересами бизнеса и возможностями наших туристов. Но в данном вопросе особых противоречий нет, бизнес готов поддержать введение фиксированных тарифов», — сказал Тарбаев. По его словам, для туристов алгоритм будет понятен, он давно и успешно используется в сфере авиаперевозок. Отдых обходится дешевле за счет определенных ограничений — фиксированных дат и невозможности отмены бронирования без дополнительной оплаты. У туриста появится возможность выбора, а вариативность всегда хорошо влияет на рынок. У отельеров появятся гарантии загрузки номерного фонда, что позволит им расширить горизонты планирования. Данная мера также может стать дополнительным механизмом стимулирования загрузки мест отдыха в межсезонье.