В Швеции расследуют подозрительные сделки Bombardier и окружения Якунина
По данным издания, проводившего расследование вместе с телеканалом SVT и «Радио Канады», шведская полиция заинтересовалась реконструкцией железной дороги в Азербайджане, тендер на которую получила Bombardier Transportation — «дочка» канадской транспортной компании Bombardier.
По данным правоохранительных органов Швеции, компания напрямую участвовала в написании тендерной документации. «Такого рода помощь со стороны заказчика, конечно, не может быть бесплатной, так что мы подозреваем взятку», — заявил занимающийся расследованием прокурор Томас Форсберг.
В бумагах из внутренней переписки сотрудников Bombardier Transportation полицейские обнаружили упоминание Юрия Ободовского и Алексея Крапивина, которые, как указывалось, «входят в небольшую группу влиятельных людей, которые имеют доступ к Владимиру Якунину, а через него практически ко всем главам железных дорог в бывших советских республиках».
«Новая газета» указывает, что в соответствии с заключенными контрактами оборудование для железных дорог Азербайджана Bombardier Transportation продавала российской «дочке» через британскую компанию Multiserv Overseas Ltd. При этом по ходу движения оборудования стоимость сделки выросла в пять раз. Multiserv Overseas далее уводила деньги в офшорную компанию, конечным собственником которой выступал Крапивин.
В шведской прокуратуре утверждают, что в настоящий момент расследуется лишь сделка с Азербайджаном, хотя «Новая газета» говорит о том, что по такой же схеме оборудование поставлялось в Россию и Монголию. В последнем случае также использовались посредники, связанные с Крапивиным и Ободовским.
В настоящее время один сотрудник Bombardier Transportation, гражданин России Евгений Павлов, арестован, трое членов совета директоров компании находятся в статусе подозреваемых.
Издание напоминает, что именно Bombardier лоббировала исключение Якунина из канадского санкционного списка в 2014 году.
Представитель Якунина Григорий Левченко заявил «Новой газете», что бывший глава РЖД никогда не встречался с Ободовским, а с Крапивиным у него никогда не было совместного бизнеса.
Алексей Крапивин — сын скончавшегося в 2015 году Андрея Крапивина, давнего знакомого и советника «на общественных началах» экс-главы РЖД Владимира Якунина. Компании Крапивина-младшего и его партнеров — крупнейшие подрядчики РЖД, которые принимают участие в строительстве и реконструкции БАМа и Транссиба, писал в апреле 2016 года журнал РБК.
О деле шведской «дочки» Bombardier стало известно в начале марта. Официальных представителей компании заподозрили во взятках на общую сумму $77 млн. Однако схема, по которой шли деньги, тогда не раскрывалась.
20 марта «Новая газета» назвала Крапивина одним из крупнейших бенефициаров вывода денег из России по так называемой молдавской схеме. Издание утверждало, что с 2011 по 2014 год он был единственным бенефициаром двух компаний — Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A., зарегистрированных в Белизе и Панаме. По данным издания, компании получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA $277 млн, или около 8,4 млрд руб. По данным «Новой газеты», почти все средства поступили от фиктивных офшорных компаний, в пользу которых молдавские судебные приставы списывали деньги со счетов российских банков.