Греф ответил на статью про «развод» с Mail.ru Group
У «Сбера» с Mail.ru Group «значительно меньше конкурирующих направлений», чем с «Яндексом», партнерство с которым распалось в июне 2020 года. Так глава Сбербанка Герман Греф прокомментировал в интервью РБК информацию о якобы готовящемся разделе совместного с Mail.ru Group предприятия «О2О Холдинг». Об этом в конце марта написала The Financial Times со ссылкой на три осведомленных источника.
«У нас очень добрые отношения, и мы находим решения возникающих аналогичных сложных проблем, — пояснил Греф. — Глупо было бы говорить, что они не возникают, потому что опять-таки — соприкасаются две экосистемы». «Я далек от того, чтобы кого-то в этом обвинять, — и в «Яндексе», и в Mail.ru прекрасная команда, мы делаем вместе целый ряд проектов», — отметил он.
По мнению Грефа, эпизод развода с «Яндексом» был «абсолютно объективен». «Мы, когда входили в партнерство, до конца этого не осознавали. «Яндекс» строит свою экосистему, мы строим свою, и мы начинаем конкурировать практически по всем фронтам. Когда мы это увидели, то приняли решение очень цивилизованно расстаться, при этом сохранить добрые отношения», — объяснил он, указав, что партнеры повторили тот же путь, что и подобные партнерства в Силиконовой долине и в Китае.
«Я боролся за сохранение партнерства всячески, я верил в то, что это возможно. Но потом поговорил с китайцами, и они посмеивались: «О, мы все это проходили», — рассказал Греф, напомнив о примерах партнерств Huawei с Alibaba и Alibaba с Tencent, а также о переплетении технологических компаний в США: «Apple и Google перекрестно владели акциями, сидели друг у друга в совете директоров». «Они осознали, что начинают создавать конкурирующие продукты, и они «развелись». Собственно говоря, у нас произошло то же самое», — сказал Греф, заключив, что «институциональные противоречия ведут к необходимости ухода от изобретения колеса, соединять несоединяемое».
Сбербанк участвовал совместно с «Яндексом» в проекте онлайн-торговли «Яндекс.Маркет» и финансовом сервисе «Яндекс.Деньги». После раздела активов «Яндекс.Маркет» остался за «Яндексом» (компания выкупила долю Сбербанка в 45% за 42 млрд руб.), а «Яндекс.Деньги» стал платежным сервисом «Сбера» и был переименован в ЮMoney (долю «Яндекса» в нем в размере 25% плюс 1 руб. купил Сбербанк за 2,4 млрд руб.).
СП с Mail.ru Group, стоимость которого оценивалась в 100 млрд руб., было создано в 2019 году. От Mail.ru Group в него вошли сервис доставки еды Delivery Club и сервис заказа такси «Ситимобил», от Сбербанка — цифровая платформа для ресторанного рынка FoodPlex. Кроме того, Сбербанк инвестировал в СП 38 млрд руб. В совместный бизнес также входит доля в картографическом сервисе 2ГИС, сервисы доставки продуктов «Самокат» и готовой еды «Кухня на районе». После появления информации о готовящемся разводе со Сбербанком в Mail.ru сообщили, что «довольны высокими темпами роста входящих в совместное предприятие активов и выходить из них не планируется».