Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Минтранс рекомендовал региону достроить ставшее мемом омское метро

Ведомство рекомендовало властям Омской области достроить метро, которое недавно было решено законсервировать. В противном случае, предупредил Минтранс, это будет «неэффективное использование» бюджета, что чревато уголовным делом
Станция Омского метрополитена «Библиотека имени Пушкина»
Станция Омского метрополитена «Библиотека имени Пушкина» (Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС)

​Министерство транспорта рекомендовало правительству Омской области, которое в первой декаде мая приняло решение о заморозке строительства метро в городе, «в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета» завершить строительство и ввести объект в эксплуатацию. Об этом РБК сообщили в пресс-службе ведомства.

Минтранс также предложил области проработать механизм финансирования строительства метро с участием регионального бюджета и государственно-частного партнерства.

Строительство метро в Омске началось 26 лет назад и стало мемом из-за невероятно затянувшихся сроков.

Подземный долгострой

Решение о сооружении Омского метрополитена было принято в 1986 году, но само строительство из-за долгой череды согласований и недостатка финансирования началось только в 1992 году. Поначалу предполагалось, что это будет ветка с четырьмя станциями. Запуск метро планировался на 2008 год, но затем неоднократно переносился — на 2012, 2015 и 2016 годы.

В итоге была построена лишь одна станция — «Библиотека Пушкина»; она была готова в 2011 году. В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев во время поездки в Омск поручил решить проблемы со строительством подземки и распорядился выделить около 6 млрд руб. из федерального бюджета, чтобы открыть метро к 300-летию Омска, то есть в 2016 году.

Большую часть средств должна была обеспечить Омская область. Как следует из отчета Счетной палаты, анализировавшей выполнение программы подготовки к 300-летию Омска, объем финансирования работ по строительству метрополитена на 2008–2016 годы был запланирован в размере 30,6 млрд руб., в том числе 24,5 млрд руб. — за счет средств бюджета региона и 6,1 млрд руб. — за счет федерального бюджета. По факту, согласно материалам палаты, на финансирование строительства объекта в период до 2016 года было направлено лишь 6,6 млрд руб., из которых 3,8 млрд руб. составили средства бюджета региона, 2,8 млрд руб. — средства федерального бюджета.

При этом, указывает СП, в 2015 году подрядчик строительства метро — компания «Мостовик» была объявлена банкротом. В результате этого, а также из-за недостаточного финансирования работ со стороны области к сроку проект завершен не был. Более того, несвоевременное выполнение работ привело к серьезному росту стоимости строительства Омского метрополитена — с 11 млрд до 19 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты.

Как сообщил РБК представитель губернатора Омской области, с начала строительства и по настоящее время общий объем капитальных вложений в проект составил 12,9 млрд руб., из которых 5,3 млрд руб. было выделено из федерального бюджета, 7,6 млрд руб. — из регионального, уточнив, что в 2015 году планировалось выделить еще около 1 млрд руб. из федерального бюджета, но это решение было отменено.

При этом, как сообщили РБК в пресс-службе Минтранса, обязательства федерального правительства по финансированию строительства Омского метрополитена выполнены полностью — в рамках распоряжения Дмитрия Медведева из госбюджета на эти цели было выделено 6,1 млрд руб.

В августе 2017 года министр транспорта Максим Соколов заявил, что строительство метрополитена в Омске целесообразно законсервировать из-за недостатка средств. Он тогда сказал, что с учетом объема перевозок в Омске выгоднее использовать скоростной трамвай или наземный электрический транспорт. Представитель ведомства не смог уточнить, почему сейчас Минтранс изменил свою позицию и требует завершить долгострой.

Консервация — это не похороны

Сейчас готовность омского метро составляет 35,9%, сообщил РБК представитель губернатора области. Помимо станции «Библиотека Пушкина» это двухуровневый метромост через Иртыш и около 7,5 км путей.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

10 мая 2018 года региональное правительство приняло решение заморозить строительство метро в Омске. Как сообщают местные СМИ со ссылкой на главу регионального министерства промышленности Игоря Лукьянова, всего на подготовку проекта консервации требуется 80 млн руб., а на саму консервацию — около 400 млн руб.

Для завершения строительства одной ветки метро, по данным пресс-службы губернатора области, нужно 22 млрд руб. (в ценах 2014 года). Учитывая, что федеральные ведомства отказались с 2015 года направлять деньги, то сложно подсчитать, из каких источников и в каком соотношении могли бы поступить эти средства, сказал представитель губернатора. По его словам, бюджет региона на 2018 год составляет 83,7 млрд руб. и две трети этой суммы (около 56 млрд руб.) направляется на обеспечение социальных обязательств перед населением.

Представитель омского губернатора пояснил РБК, что консервация — это не похороны проекта, строительство будет продолжено, как только появится для этого финансовая возможность.

В Минтрансе считают, что местные власти должны закончить долгострой. «Учитывая высокую степень строительной готовности объектов метрополитена, а также то, что обязательства РФ по софинансированию проекта полностью выполнены, правительству Омской области в целях недопущения неэффективного использования средств федерального бюджета рекомендовано в случае необходимости внести изменения в проектные решения по объектам метро, выделив этапы строительства, возможные к завершению, и ввести эти объекты в эксплуатацию», — отмечает пресс-службы Минтранса.

Старший юрист практики «Стратегия и операционная эффективность» компании «НЭО Центр» Александр Киреев отмечает, что унифицированных принципов определения эффективности использования бюджетных средств не существует: «Несмотря на неоднократные попытки введения административной и уголовной ответственности за неэффективное расходование средств, такие нормы в законодательстве не закреплены». По его словам, чаще всего мера ответственности является дисциплинарной (лишение премии, например), но в некоторых случаях чиновники рискуют стать фигурантами уголовных дел по ст. 285.1 Уголовного кодекса за нецелевое использование бюджетных средств с санкцией в виде штрафа до 300 тыс. руб., или принудительными работами до трех лет, или лишением свободы до трех лет и дисквалификацией на три года.

Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский считает, что найти частного инвестора на такой проект, как рекомендует Минтранс, будет практически невозможно, а регионального бюджета на это не хватит. «Это длинные инвестиции, возврат которых может затянуться на несколько десятилетий, и в отличие от концессионного типа здесь бы ввести повышенную плату за проезд не получилось по ряду очевидных причин», — поясняет эксперт.​

Долгострои в российском метро

В Москве последний долгострой в метро был открыт в 2014 году — станция «Спартак» на Таганско-Краснопресненской линии. Станция на этом месте была запроектирована еще в 1960-х годах для обслуживания микрорайона, который планировалось построить на месте Тушинского аэродрома. Поскольку район не появился, станция с проектным названием «Волоколамская» была построена без отделки, законсервирована и использовалась как склад. В 2010 году ее внесли в перечень объектов метростроя, присвоив название «Спартак» в честь нового стадиона одноименного футбольного клуба, который за несколько лет до этого начали строить неподалеку.

Другой подземный долгострой находится в Екатеринбурге. В городе действует одна линия метро, которую открыли в 1991 году. На сегодняшний день на ветке девять станций, последние две достроили в 2011–2012 годах. Незавершенной остается станция «Бажовская», работы по которой начались еще в 1990-х годах, но в начале 2000-х были заморожены из-за нехватки финансирования. В 2012 году стало известно, что станцию все же планируют достроить.

Долгостроем также является метро в Красноярске; решение о его строительстве было принято еще в 1980-х годах, но работы свернули и вернулись к идее только в 1990-х. Строительство началось в 1995 году и с перерывами в условиях непостоянного финансирования продолжалось до 2010 года. С тех пор финансирование прекратилось. 14 апреля 2018 года врио губернатора Красноярского края Александр Усс сообщил, что первая очередь метро может появиться в ближайшие пять лет.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

.

Лента новостей
Курс евро на 30 ноября
EUR ЦБ: 114,31 (-1,83)
Инвестиции, 09:41
Курс доллара на 30 ноября
USD ЦБ: 107,74 (-1,84)
Инвестиции, 09:41
В АП разъяснили вице-губернаторам, как работать с «образом победы»Политика, 10:11
Минтруд предложил оплачивать больничный демобилизованнымЭкономика, 10:01
На Сахалине военного приговорили к восьми годам за оставление частиОбщество, 09:57
Как российский биотех перешел на отечественную платформу аналитики данныхРБК и СберАналитика, 09:52
10 технологических трендов 2025 года от Gartner. В чем их уязвимостьPro, 09:48
Шольц приехал в Киев для переговоров с ЗеленскимПолитика, 09:42
Матвиенко допустила начало переговоров с Украиной в 2025 годуПолитика, 09:35
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Как спасти сбережения от инфляции и сформировать подушку безопасностиРБК и ПСБ, 09:26
AP сообщило о риске втягивания Турции в конфликт с Россией в СирииПолитика, 09:24
Аналитики сообщили о минимальном росте цен на новостройки Москвы в ноябреНедвижимость, 09:19
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансыPro, 09:11
Четыре промтехнопарка по программе КРТ возведут на северо-востоке МосквыГород, 09:06
Захарова назвала помилование Хантера Байдена карикатурой на демократиюПолитика, 09:05
Костин сравнил Набиуллину с ТэтчерФинансы, 09:01