Самыми быстрорастущими компаниями стали «Росинжиниринг», ИНК и Группа DNS
Они заняли три первых места в обновленном рейтинге РБКРБК провел исследование отчетности российских компаний за три года – с 2011 по 2013 год – и получил потрясающий результат. Как минимум удвоили объем продаж свыше 1200 российских юридических лиц, выручка каждого из которых в 2013 году превысила 3 млрд руб. Да, среди этих компаний есть новые производственные единицы иностранных холдингов и госпредприятия, накачанные государственным же заказом, но все же большинство из них – частные фирмы.
Примечательно также, что большой рост показывают компании из самых разных отраслей – от розничных сетей и производителя профнастила до сетей медицинских клиник и оператора топливных карт. Традиционные лидеры роста, вроде «Яндекса» и Mail.Ru Group, присутствуют в рейтинге, но не на первых позициях, а еще один признанный чемпион, «Магнит», и вовсе не дотянул до попадания в РБК-30.
В рейтинге представлены различные секторы экономики, но почти на две трети он состоит из компаний, работающих в розничной торговле и строительстве. И здесь масса нюансов. Лидер, «Росинжиниринг», за три года увеличил выручку в 12 раз, до 71,8 млрд руб. благодаря государственным заказам. Из 120 его объектов 109 – спортивные. Он специализируется на строительстве горнолыжных курортов («Волен», «Сорочаны» и др.). Пик заказов пришелся на подготовку к Олимпиаде в Сочи (лыжно-биатлонный комплекс, 13 канатных дорог протяженностью 26,5 км, системы искусственного снегообразования и сооружения инженерной защиты).
Другой пример – небольшая строительная компания «Металлимпресс» (28 место). Фирма не получает крупных госконтрактов, но год за годом увеличивает число подрядов от частных заказчиков. Строит гипермаркеты и распределительные центры для «Магнита», заводы для иностранных инвесторов.
Еще больше различий между розничными сетями. В рейтинг РБК-30 попали классические продуктовые сети – «Дикси» (шестое место) и компании «Холидей» (11 позиция). Есть и другая модель, по которой строит бизнес «Бэст Прайс» (четвертое место). Магазины ее сети Fix Price продают около 2 тыс. товаров – от пилочки для ногтей до десерта со сгущенкой – по фиксированной цене 39 рублей. Под управлением компании – более 1,5 тыс. магазинов, выручка за три года выросла почти в девять раз, до 27,4 млрд руб. Магазины уральской сети «Красное & Белое» в народе называют алкомаркетами, в ее каталоге свыше 140 товарных позиций водки. Бизнес, как к нему ни относись, успешный: за три года продажи увеличились в 3,7 раза.
Несмотря на то, что продуктовые, особенно региональные, сети по-прежнему динамично растут, их догоняют продавцы одежды и обуви. В нынешний рейтинг вошли две одежные сети – Modis (№22) и Zolla (№27), в следующем году их будет больше. Особый случай – магазины детских товаров. Да и вообще весь бизнес, так или иначе построенный на детях, переживает бум. Выручка группы «Мать и дитя» (ведение беременности и роды) увеличилась за три года в 2,8 раза, однако даже такой результат не позволил ей попасть в наш рейтинг. А рост продаж с 6 млрд до 15,6 млрд руб. обеспечил сети «Дочки-Сыночки» 30 место в списке. Через год в нем могут оказаться еще несколько сетей детских товаров и дистрибьютор игрушек.
Кто действительно удивил, так это попавшие в рейтинг нефтяники. Казалось бы, отрасль давно поделена между государством и крупными частными холдингами, созданными в ходе приватизации. И тем не менее появляются новые интересные игроки. Благодаря запуску нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан в Иркутской области образовался независимый нефтяной кластер, и сразу два предприятия – Иркутская нефтяная компания (ИНК, №2) и «Дитэко» (№7) – попали в рейтинг. Добыча ИНК за три года выросла в шесть раз, выручка – в девять раз, до 64,4 млрд руб. Суммарная выручка 30 компаний по итогам 2013 года превысила 1 трлн руб. Это сопоставимо с объемом продаж одного «Сургутнефтегаза», но мы продолжаем верить в частный сектор, который нередко растет вопреки действиям государства.
Ближайшие годы могут стать испытанием для российской экономики, которую подстерегают стагнация и кризис. Впрочем, сами предприниматели говорят, что кризис – лучшее время для создания нового бизнеса. Значит, нас ждут новые имена в будущих рейтингах быстрорастущих компаний.