Власти разрешат «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛу поэкспериментировать с налогами
![Фото: РИА Новости](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/23/284139969181239.jpg)
Нефтяные компании предложили несколько десятков проектов в качестве потенциальных «пилотов». Однако итоговое одобрение, по официальным данным Минэнерго, получили планы налогообложения «добавочного дохода» при разработке новых месторождений ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти». Речь идет о Валынтойском и Имилорско-Источном месторождениях «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа соответственно. Разработка Валынтойского и Имилорского на новых условиях должна принести в бюджет дополнительный доход в размере 86 млрд руб. (в течение всего жизненного цикла). Пилотные проекты по действующим месторождениям Вынгаяхинское и Еты-Пуровское «Газпром нефти», Нивагальское и Красноленинское ЛУКОЙЛа предполагают дополнительный доход бюджета 146 млрд руб.
Ранее компании предлагали включить в список «пилотов» также месторождения ЛУКОЙЛа со степенью выработки ресурсов от 50 до 80% в ХМАО и Республике Коми: Покамасовское, Филипповское, Лас-Еганское, Дружное и Возейское, а также месторождение имени Шпильмана «Сургутнефтегаза». В Минэнерго также уточнили, что «Роснефть» и «Татнефть» также изъявляли желание включить свои месторождения в список «пилотов» НДД, но пока не прислали свои расчеты по ним.
Как сообщил РБК источник в ЛУКОЙЛе, компания вместе с «Газпром нефтью» участвовала в подготовке законопроекта «О пилотных проектах налога на добавленный доход», который планируется до конца года провести через Госдуму. Но механизмов налога в законе прописано не было.
По мнению главы Минэнерго Александра Новака, переходить на налог на финансовый результат необходимо в ближайшее время. Смысл реформы – в изменении расчетов налога на нефтегазовую отрасль: углеводороды будут облагаться не в момент их добычи, а по итогам их реализации. То есть налоги придется платить с накопленной прибыли, а именно с разницы между доходами и расходами за весь срок освоения участка. Ставка налога должна увеличиваться по мере роста добычи сырья и снижаться при ее сокращении. Так как сумма налога будет увязана с затратами, пока ввести НДД планируется только для относительно новых месторождений. Ранее Новак заявлял, что введение налога на добавленный доход позволит увеличить экономические извлекаемые запасы углеводородов на 4-5 млрд т. Он подчеркнул, что в дальнейшем список и территории пилотных проектов могут быть расширены.
Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович поддержал перевод пилотных проектов добычи нефти и газа на налог с финансового результата. По его словам, в ближайшее время этот вопрос планируется обсудить в правительстве.
По мнению вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна, переход на новый налоговый режим позволит России справиться с падением добычи нефти и вернуться к росту в 2017 году. По прогнозам Федуна, добыча нефти в России начнет падать уже с 2015 года и к 2017 году может упасть на 25–70 млн тонн в зависимости от режима налогообложения и уровня вложений в геологоразведку. А к 2020 году, согласно его презентации на Национальном нефтегазовом форуме, добыча нефти при оптимистическом сценарии упадет до 487 млн тонн (в прошлом году этот показатель равнялся 523 млн т), при пессимистическом (падение цен на нефть и сокращение инвестиций в бурение) – до 423 млн тонн. «При НДД мы можем ожидать, что через 3–4 года компании начнут существенно наращивать объем бурения, и, скорее всего, в 2017 году цена пойдет вверх, и Россия сможет вернуться на тот объем добычи, который сейчас есть – примерно 10 млн баррелей», – сказал Федун в кулуарах форума.
Переход на НДД поддерживает Минэнерго, но Минфин относится к нему настороженно. Как сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов на Национальном нефтегазовом форуме, вопрос перехода на НДД еще недостаточно проработан с точки зрения конструирования и архитектуры системы налогообложения. «Здесь нужно очень серьезное предварительное обсуждение, чтобы вводить схему даже на уровне эксперимента», – добавил он.
По мнению директора аналитического агентства Small Letters Виталия Крюкова, для отрасли введение НДД – позитивный тренд, так как новый налог позволит нефтяникам сохранить средства, вкладывая их в геологоразведку и развитие. Однако есть сомнение, что налоговый эксперимент в итоге распространят на всю отрасль, так как Минфину сложно администрировать НДД на действующих месторождениях, полагает эксперт.