FESCO заявила о планах начала доставки бананов на фоне ухода Maersk
Их планируется ввозить из Эквадора через порты Усть-Луга и БронкаТранспортная группа FESCO планирует заняться доставкой бананов из Эквадора и другой сельхозпродукции из Латинской Америки в Россию. Для этого компания в 2023 году собирается приобрести на вторичном рынке морские суда для перевозки 6–7 тыс. TEU (twenty-foot equivalent unit, контейнеры 20-футового эквивалента), рассказал журналистам ее совладелец и председатель совета директоров Андрей Северилов, передает корреспондент РБК. Сейчас контейнеровозы, которые есть в России, вмещают до 3,1–3,2 тыс. TEU.
По словам Северилова, FESCO решила заняться транспортным сообщением со странами Латинской Америки, потому что на этом направлении возникли сбои после ухода с российского рынка крупнейшего в мире контейнерного оператора Maersk и других иностранных транспортных компаний, в частности немецкой Hapag-Lloyd, которые были крупными перевозчиками бананов из Эквадора. Это произошло после начала военной спецоперации на Украине.
«Сейчас мы ведем переговоры с нашими партнерами — ретейлерами, которые заинтересованы в восстановлении утраченных маршрутов. В российской части маршрута обсуждаются заходы в порты Усть-Луга и Бронка [в Ленобласти и Санкт-Петербурге]», — сказал Северилов, не уточняя объемов будущих перевозок. Расходы на покупку судов он также не раскрыл. По данным «Инфра Проектов», на вторичном рынке судно возрастом более десяти лет и вместимостью 5–6 тыс. TEU будет стоить не менее $60 млн (3,6 млрд руб.), заказ контейнеровоза на верфи или покупка судна моложе пяти лет превысит $100 млн (6 млрд руб.). «Проект будет окупаемым даже с учетом того, что, как мы ожидаем, в 2023 году упадут ставки фрахта на маршруты из КНР в Европу и из КНР в США», — отметил Северилов. По его мнению, это ведет к «охлаждению» мирового рынка и появлению дополнительных возможностей для FESCO. «Мы уже видим, что наконец-то на рынке начали появляться предложения о продаже судов, которые нам так необходимы», — сказал он.
У FESCO уже есть опыт перевозки сельхозпродукции по морю в контейнерах-рефрижераторах, напоминает представитель компании. Но без судов вместимостью 6–7 тыс. TEU возить сельхозпродукцию из Латинской Америки будет экономически невыгодно, добавляет он.
Завести бананы в Россию возможно только морским путем. Но на этом рынке FESCO придется конкурировать с логистическими каналами, которые уже сложились за последние полгода после введения антироссийских санкций, предупреждает гендиректор Союза производителей ягод Ирина Козий. Тем не менее услуги будут востребованы, считает она.
Чтобы возить бананы морем, нужны контейнеровозы большой вместимости и трансатлантические рейсы, отмечает управляющий партнер «Инфра Проектов» Алексей Безбородов. Такие сервисы были только у трех крупнейших компаний — Maersk, MSC и (периодически) CMA CGM. Но MSC продолжает заходы в Санкт-Петербург, в целом закрывая потребности российского рынка. Поэтому сейчас сложностей с завозом сельхозпродукции из Латинской Америки нет, к тому же эти товары не попали под санкции, говорит Безбородов.
Почему перспективно возить бананы
Бананы — самый популярный фрукт в корзине россиян. По данным исследовательской компании NielsenIQ, которая отслеживает структуру покупок в крупнейших торговых сетях, в минувших январе—октябре на долю бананов приходилось почти 22% продаж фруктов в денежном выражении (на втором месте — яблоки, на которые пришлось 19,6% потребрасходов на фрукты, на третьем — мандарины с 8,5%).
По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году на долю Эквадора пришлось 96% всего российского импорта поставок бананов в денежном выражении. Всего Россия закупила их за рубежом на $1,07 млрд, в том числе из Эквадора — на $1,03 млрд. В натуральных объемах эквадорские экспортеры в прошлом году поставили 1,4 млн т бананов (или около 77,07 млн ящиков). В марте поставки в Россию рухнули по сравнению с предыдущим месяцем на 37,4%, с 9,32 млн до 5,83 млн ящиков, отчитывалась Ассоциация экспортеров бананов Эквадора (Asociación de Exportadores de Banano del Ecuador).
По данным республики, за первые восемь месяцев этого года объемы реализации бананов на российском рынке упали всего на 1–2%, притом что весной поставки сокращались очень резко, указывает Козий. За летние месяцы им удалось нагнать тот провал, что был в начале года, сразу после введения санкций. Поставки идут достаточно хорошо, какие-то сложности в перевозках наблюдаются, но компании их решают, добавляет Козий.
В сентябре средняя цена 1 кг бананов в российских магазинах, по данным Росстата, составляла 84,6 руб. За год они подорожали на 8,7%.
Какие есть проблемы с флотом
Отсутствие крупнотоннажного торгового флота Северилов назвал ключевой проблемой для развития бизнеса. Ранее группа «Дело», конкурент FESCO, подсчитала, что для организации бесперебойных поставок товаров российским логистическим компаниям нужно 32 морских контейнеровоза вместимостью 1,8–5 тыс. TEU к 2025 году. По данным Strategy Partners, ранее от 80 до 90% всего объема контейнеров полностью или частично перевозилось с использованием флота компаний, которые отказались от работы с Россией после начала военной спецоперации на Украине. Потребность в контейнеровозах остро стоит на повестке, подтверждал и гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
В сентябре премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому к 2025 году планируется построить четыре российских контейнеровоза вместимостью примерно 700 TEU и стоимостью 1,74 млрд руб. каждый. Но этого недостаточно, и требуется активизация программы строительства контейнеровозов на российских верфях, говорили участники рынка.
Для каких других маршрутов FESCO нужны новые суда
Крупнотоннажные суда нужны FESCO в связи с открытием в 2022 году маршрута из китайских портов в Новороссийск и планом по созданию аналогичного маршрута до портов на северо-западе России, рассказал Северилов. Двумя судами и новым маршрутом будет усилено и турецкое направление. «В апреле мы открыли линию по маршруту Стамбул — Новороссийск, в октябре поставили на нее контейнеровоз, способный перевозить до 712 TEU. Скорее всего, в начале следующего года поставим уже второе судно, а в марте-апреле [2023 года] планируем начать работу из порта Мерсин [на юге Турции], сейчас это в стадии проработки», — добавил он.
FESCO также продолжит развивать перевозки из России в страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь из Владивостока во Вьетнам (порты Хошимин и Хайфон). «Идея — использовать порты во Вьетнаме для консолидации грузов из разных стран региона — Сингапура, Индонезии, Таиланда, Мьянмы. Там уже работает два судна, а в феврале-марте следующего года планируем поставить уже третье судно», — сказал бизнесмен. Весной 2023-го FESCO планирует запустить перевозки в Индию.
В этом году оборот контейнеров у главного актива FESCO — Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) — снизится на 2% к уровню прошлого года, до 740 тыс. TEU. Однако финансовые результаты группы будут выше, чем в 2021-м, говорит Северилов, не раскрывая цифры. Ее чистая прибыль по МСФО в прошлом году составила почти 38 млрд руб. Компания рассчитывает на увеличение объема перевалки ВМТП в 2023 году не менее чем до 810 тыс. TEU. «Это будет обеспечено продолжающейся программой модернизации порта. Таким образом, к 2024–2025 годам мы рассчитываем на достижение показателя не менее 1 млн TEU», — заключил бизнесмен.