«Газпром» продолжил поставки газа в Донбасс, несмотря на риск санкций
Спор о контракте
«Я прошу правительство Российской Федерации придерживаться контрактных обязательств [по поставкам газа на Украину], строго их исполнять», – заявил в пятницу Владимир Путин на заседании Совета безопасности, передает Интерфакс. Премьер Дмитрий Медведев заверил президента, что контракт соблюдается. Хотя у «Нафтогаза Украины» на этот счет другое мнение.
Разногласия между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» по поводу трактовки газового контракта возникли в четверг, 19 февраля, после того как руководители самопровозглашенных республик Донбасса объявили о прекращении поставок газа с Украины. «Нафтогаз» позднее объяснил остановку подачи газа «критическими повреждениями газотранспортной инфраструктуры в результате боевых действий». А Медведев поручил «Газпрому» поставлять газ в Донбасс в качестве гуманитарной помощи: «Люди не должны замерзнуть». «Газпром» в тот же день распространил сообщение о том, что с 16:00 мск 19 февраля 2015 года поставляет газ на Украину в том числе через газоизмерительные станции (ГИС) «Прохоровка» и «Платово», которые находятся на границе ЛНР и ДНР с Ростовской областью.
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов после выхода пресс-релиза уточнил, что газ поставляется «в соответствии с действующим между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» контрактом». Но украинская сторона в ответ сообщила, что не давала согласия на перенаправление газа в неподконтрольные Киеву районы. На экстренной пресс-конференции в четверг вечером предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что если «Газпром» действительно направил часть газа через донбасские пункты приема, то это нарушение контракта 2009 года. Затем компания распространила сообщение, в котором отмечалось, что 19 февраля «Нафтогаз» заказал газ «для нужд украинских потребителей» в объеме 30 млн куб. м через ГИС «Суджа», «Валуйки», «Сохрановка» и «Писаревка». Эти станции находятся на территории, подконтрольной силовикам (в частности, на севере Луганской области). Куприянов говорил РБК, что «Нафтогаз» увеличил заявку на 19 февраля с 30 млн куб. м до 42 млн куб. м. «Нафтогаз» сообщил, что заявка увеличена до 42 млн куб. м, но на 20 февраля и через подконтрольные Украине ГИС.
В пятницу поставки на неконтролируемые Киевом ГИС продолжились: днем «Газпром» распространил очередное сообщение от имени предправления компании Алексея Миллера, в котором говорилось о новом увеличении поставок газа на Украину, в том числе через те же пункты на Донбассе – через «Прохоровку» и «Платово». В этом сообщении Миллер сослался на «заявку» «Нафтогаза», правда, уже без упоминания контракта 2009 года. Представитель «Нафтогаза» Алена Осмоловская в пятницу отказалась комментировать сообщение «Газпрома»: «Нафтогаз» озвучил свою позицию в четверг, других дополнений не будет».
«Газпром» поставляет газ на Украину по предоплате. Концерн продолжит осуществлять поставки, «пока есть деньги» в их оплату, «учитывая, естественно, и те объемы, которые в настоящий момент в гуманитарных целях поставляются по альтернативному маршруту в ДНР и ЛНР», доложил в пятницу Медведев Путину. «Мы будем действовать в соответствии с заключенными контрактами, – цитирует премьера Интерфакс, – это касается потребителей, которые «находятся на всей территории Украины или же отдельных областей».
Как и в каком объеме поставки шли в выходные – неизвестно, представители «Газпрома» и «Нафтогаза» в понедельник на запрос РБК не ответили. Связаться с пресс-секретарем Путина в понедельник не удалось.
Рассуждение о санкциях
Летом прошлого года Донецкая народная республика и Луганская народная республика были внесены в санкционный список Минфина США (список SDN – заблокированных лиц и организаций).
Американская администрация пока не дала однозначную оценку действиям «Газпрома». Официальный представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки в пятницу уклонилась от прямого ответа на вопросы журналистов, как в Вашингтоне расценивают поставки российского газа в Донбасс. «Если говорить о гуманитарных соображениях, разумеется, мы хотим, чтобы люди на востоке Украины и вообще по всей Украине имели доступ ко всем необходимым товарам», – сказала Псаки, как следует из стенограммы на сайте Госдепартамента. «Но в то же время очень важен контекст [в котором происходят такие события], так что аплодировать [«Газпрому»] пока рано», – добавила она.
В субботу госсекретарь Джон Керри пригрозил России новыми санкциями за систематические нарушения ополченцами минских договоренностей, но ни «Газпром», ни поставки газа в Донбасс не были упомянуты.
Даже если интерпретировать действия «Газпрома» как прямые поставки непризнанным образованиям, занесенным в санкционный список, у OFAC (отдел Минфина США, курирующий санкции) все равно нет прямой юрисдикции в отношении российской компании. Юрисдикция OFAC распространяется только на американские лица и компании, то есть «Газпром» не может считаться нарушившим действующий санкционный режим в отношении ЛНР и ДНР.
Казус Ирана
Экстерриториальная юрисдикция характерна только для санкционной программы OFAC в отношении Ирана: например, США могут заблокировать корреспондентские счета банка из любой страны, если банк ведет бизнес с иранскими лицами из списка SDN. Не считая Ирана, OFAC вправе преследовать компании из третьих стран только в одном случае – если компания поставляет фигуранту списка SDN продукцию американского происхождения.
Но поставки газа в Донбасс теоретически могут стать основанием для введения санкций против «Газпрома» в соответствии с указами Барака Обамы, подписанными в марте прошлого года. Указ под номером 13 662 устанавливает правовую базу для потенциального введения санкций не только против отдельных лиц, ответственных за события на Украине, но и против любых компаний из финансовой, энергетической, оборонной, металлургической и добывающей отраслей российской экономики.
На основании этого указа Минфин США вводил ограничения сначала в отношении государственной «Роснефти» и частного НОВАТЭКа, а затем в отношении самого «Газпрома» (в сентябре 2014 года американским компаниям было запрещено поставлять оборудование и оказывать услуги «Газпрому» и еще четырем компаниям для проектов по добыче трудноизвлекаемой нефти).
Этот же указ содержит и другой критерий, который может быть применен к «Газпрому» после начала прямых поставок в Донбасс. Любая компания может быть внесена в список SDN, если она «оказала существенное содействие или финансовую, материальную или технологическую поддержку» лицам или организациям, уже находящимся в санкционном списке (как, например, ЛНР и ДНР).
Другой указ Обамы, за номером 13 660, позволяет вводить санкции против любых лиц и компаний, «прямо или косвенно» причастных к подрыву «мира, безопасности, стабильности, суверенитета и территориальной целостности» Украины, а также «оказавших существенное содействие» в реализации подобной деструктивной политики.
Но юристы пока считают риск новых санкций для «Газпрома» маловероятным. США вряд ли будут идти впереди Европы в дальнейших санкциях, а европейцы будут стараться до последнего избежать необходимости вводить санкции против «Газпрома», считает заместитель директора программы Россия и Евразия Центра стратегических и международных исследований (CSIS), доктор Джеффри Манкофф. Если понадобится, Евросоюз с большей вероятностью ужесточит санкции против других участников или элементов российской экономики, сказал он РБК. К тому же «сфера действия санкций против неформальных сепаратистских групп, таких как ДНР, не всегда ясна», добавляет юрист вашингтонской компании Bryan Cave Клиф Бернс, специализирующийся на санкциях. К примеру, санкции OFAC вовсе не запрещают любые транзакции на территории, находящейся под контролем подобных сепаратистских групп или квазигосударственных образований, пояснил он РБК.
Представитель «Газпрома» не ответил на просьбу РБК прокомментировать санкционные риски.
Санкциям неподвластен
Западные санкции пока не оказывают существенного влияния на финансовое положение или результаты деятельности компании, отмечал «Газпром» в отчете за девять месяцев 2014 года по МСФО. Концерн не испытывает серьезных проблем с привлечением западных кредитов: в ноябре 2014 года компания разместила еврооблигации на $700 млн, а затем заключила кредитные соглашения с итальянскими банками UniCredit и Intesa Sanpaolo на общую сумму €740 млн. В то же время «Газпром» проводит программу импортозамещения, чтобы обезопасить себя от последствий возможных санкций.