«Спроси меня как»: факты об ограничивших работу Herbalife и Oriflame
Во вторник, 22 марта, шведский косметический гигант Oriflame объявил, что приостанавливает инвестиции в российский рынок в связи с операционными и юридическими сложностями. Компания временно прекратит инвестировать в маркетинг, проведение тренингов и мероприятий и закроет доступ к онлайн-покупкам для незарегистрированных покупателей. За десять дней до этого о закрытии всех российских центров продаж уведомил американский производитель специализированного питания Herbalife Nutrition.
Обе компании — крупные игроки MLM-рынка (от multi-level marketing, рынок сетевого маркетинга). В топ-100 специализированного издания Direct Selling News Herbalife с выручкой $5,5 млрд в 2020 году находился на третьем месте, а Oriflame — на 13-м.
Как выглядит мировой рынок прямых продаж
По оценке World Federation of Direct Selling Associates (Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж — WFDSA), за 2020 год совокупный мировой оборот компаний, работающих по такой модели, составил $179,3 млрд, рост рынка год к году составил 2,3%.
Четыре крупнейших рынка сетевого маркетинга: США (c долей 22%), Китай (11%), Германия (10%) и Корея (10%). Россия находится во второй десятке мировых рынков с продажами на сумму $2,2 млрд. В деятельность компаний сетевого маркетинга вовлечены, по данным Ассоциации прямых продаж, около 3,6 млн россиян.
Чем известны Herbalife и Oriflame
- Herbalife Nutrition была основана Марком Хьюзом в 1980 году, он хотел создать безопасную диетическую программу с использованием растительных препаратов. Мать Хьюза умерла от случайной передозировки препаратов для снижения веса.
- В 1984 году из-за жалоб потребителей к компании появились первые серьезные претензии со стороны американских федеральных властей. Основные спорные моменты, связанные с маркировкой и агрессивным продвижением от властей штата Калифорния, удалось урегулировать. Кроме того, компания заплатила штрафы на общую сумму около $850 тыс.
- В России Herbalife появилась в 1991 году, но официальное представительство было открыто только в 1995-м. По состоянию на февраль 2022 года в числе активных распространителей продукции компании были 44 тыс. человек. Выручка «дочки» Herbalife в России (ООО «Гербалайф интернэшнл РС») в 2020 году составила 11,63 млрд руб., а чистая прибыль — 551,3 млн руб.
- В течение пяти лет, с конца 2012 по 2018 год, Herbalife была предметом спора владельцев крупных американских хедж-фондов. Управляющий хедж-фондом Pershing Square Capital Management Билл Экман утверждал, что сможет довести стоимость бумаг компании, которую считал финансовой пирамидой, до нуля, но проиграл это пари.
- Бизнес-консультантом и бренд-амбассадором Herbalife была экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт, продукцию также рекламировал футболист Криштиану Роналду.
- Шведская Oriflame обосновалась в России в 1992 году. Компания работает в 60 странах и ведет продажи через независимых дистрибьюторов, которых у нее, по собственным данным, 3 млн человек по всему миру.
- В 2020 году Россия была самым большим рынком компании. Согласно ее годовому отчету, доля выручки косметического производителя в России достигла 15,6% от общих продаж, которые составили около €1,2 млрд.
- В 2007 году компания открыла первый завод по производству помад в Подмосковье, позднее Oriflame перенесла свои мощности в производственно-логистический комплекс в подмосковный Ногинск. Предприятие и участок купила за €36 млн X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»).
- В 2015 году Oriflame проиграла в московском арбитраже спор с ФНС, после того как налоговики доначислили ей 537 млн руб. налогов и пени за отчисления роялти в пользу материнской компании. В юридической и бизнес-среде дело Oriflame считается прецедентом, так как вызывало опасение, что дочерние компании не смогут вычитать все расходы, которые они несут в пользу материнской компании и в группе компаний.
Что говорят распространители Herbalife и Oriflame
Консультанты в комментариях официального Telegram-канала Oriflame сообщают, что обычные покупатели не смогут покупать их продукцию на сайте, но смогут продолжать заказывать у представителей по ценам каталога. «Работаем! С конференциями, банкетами и с классическим маркетинг-планом. С 1998 года так работаем. На такой базе люди осознанные приходят, а лишние плюшки только расхолаживают», — пишет один из них.
Один из сотрудников Herbalife заявил РБК, что работа в компании «не просто продажа, а образ жизни»: «Многие люди сюда приходят просто похудеть, а в итоге находят друзей и семью».
Какая позиция у конкурентов
В косметической компании Avon Products сообщили, что продолжают производство и продажи в России. «Мы считаем это важным шагом в поддержку женщин, чье благополучие напрямую зависит от бизнеса с Avon, и считаем, что ограничение доступа к продаже товаров окажет крайне негативное влияние на женщин и детей», — сообщил представитель компании.
В российской Greenway Global (специализируется на прямых продажах экопродукции для дома) отмечают, что во время кризиса на рынке труда люди открыты к альтернативным способам заработка. «Мир всего три недели живет в новых условиях, а мы уже видим первую статистику: попробовать свои силы в сетевом бизнесе готовы все больше людей», — сообщила представитель компании Наталья Тихомирова. Компания также готова пригласить к себе дистрибьюторов Herbalife.