Розничные продажи пива упали вопреки жаре и Евро
Как это объясняют сами производителиВ апреле—июне 2021 года розничные продажи пива снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 2%, следует из данных Росалкогольрегулирования (РАР). Ведомство ведет свою статистику на основе данных системы ЕГАИС, учитывающей производство и продажи алкогольной продукции в рознице и общепите. Во втором квартале этого года были реализованы 172,6 млн дал пива против 175,9 млн дал годом ранее.
В первом квартале 2021 года розничные продажи пива, по подсчетам службы, также упали: в январе—марте они составили 134,5 млн дал, что почти на 7% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Второй квартал потенциально мог помочь продажам пива: в Центральной России, на Урале и в Сибири в мае и июне стояла аномально жаркая погода. А 11 июня начался чемпионат Европы по футболу, отдельные матчи которого принимала и Россия. Как правило, крупные футбольные события, спонсорами которых выступают пивоваренные компании, способствуют росту продаж.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз убежден, что во втором квартале 2021 года продажи пива все-таки показали небольшой (1–2%) рост. Эксперт заявляет, что статистика неправильно учла поданные производителями декларации. В Росалкогольрегулировании мнение Дробиза не комментируют.
О чем свидетельствует отчетность пивоваров
Крупнейшие мировые пивоваренные компании не раскрывают показатели продаж на локальных рынках, но указывают динамику. У принадлежащей датской Carlsberg Group пивоваренной компании «Балтика» (бренды «Балтика», Carlsberg, Tuborg, Zatecky Gus и др.) продажи в первом полугодии 2021 года выросли на 6% год к году. Но, как уточнил руководитель внешних коммуникаций «Балтики» Алексей Коломенцев, такой рост обеспечил в основном первый квартал, когда продажи год к году увеличились сразу на 16%. В апреле—июне этого года прирост составил только 0,3% по сравнению с тем же периодом 2020 года.
Турецкая Anadolu Efes (Efes, Beck's, Miller и др.), которая в России управляет совместным бизнесом с AB InBev («Клинское», «Сибирская корона», Bud, Hoegaarden) констатирует, что во втором квартале 2021 года продажи на российском рынке год к году практически не изменились.
Голландская Heineken отдельно данные за второй квартал не раскрывает. За все полугодие продажи концерна в России увеличились на 4–6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
Скромный рост продаж во втором квартале 2021 года объясняется не снижением интереса потребителей к пиву, а эффектом высокой базы 2020 года, когда отрасль показала значительный рост, объясняет представитель AB InBev Efes. Лето 2020 года тоже было жарким, но тогда основным фактором высоких продаж стала самоизоляция в апреле—мае, которая позитивно отразилась на продажах и других алкогольных напитков. Продажи пива в июне—августе 2020 года оказались рекордными за три предыдущих года, увеличившись на 6,2% год к году, констатировала исследовательская компания NielsenIQ.
Жара способствовала увеличению продаж и этим летом, но карантинные ограничения во многих регионах России и последствия пандемии нивелировали этот эффект во втором квартале, считает Коломенцев из «Балтики». Из-за ограничений на региональном уровне все еще не полностью восстановился сегмент HoReCa (продажи в ресторанах, барах, отелях), указал директор по корпоративным отношениям Heineken в России Алексей Воробьев.
Скромный прирост продаж фиксируют и ретейлеры. В «Магните» в апреле—июне пива было продано на 2,3% больше, чем за тот же период 2020-го. В первом квартале было зафиксировано снижение продаж год к году на 1%. В сети «Ашан» во втором квартале продажи пива выросли на 5%.
Кому повезло с погодой
Жаркий июнь сыграл на руку производителям безалкогольных напитков. В «Ашане» продажи питьевой воды в апреле—июне 2021 года выросли, по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, на 70%. В «Магните» продажи питьевой воды выросли почти на 38%, минеральной воды — на 23%, соков и нектаров — на 20%.
Американская PepsiСo (владеет, в частности, брендом Aqua Minerale) в своей отчетности указывает, что продажи напитков в Европе во втором квартале выросли на 17% в натуральном выражении во многом за счет Франции, России и Великобритании, где был зафиксирован минимум 10-процентный рост. У Coca-Cola (один из брендов — Bon Aqua) во втором квартале в регионе, к которому относится и Россия, продажи в натуральном выражении увеличились на 21%. Занимающаяся непосредственно производством и дистрибуцией напитков Coca-Colla Hellenic Bottling Company приводит данные только за все полугодие: в России продажи в натуральном выражении за шесть месяцев выросли на 24–26%.
Прошлый год был экстраординарным: люди реже выходили из дома из-за ограничений, не посещали вечеринки и рестораны, не покупали воду по пути куда-то, поэтому несколько каналов продаж были просто выключены, напоминает представитель российского офиса PepsiСo. «Сейчас мы наблюдаем нормальное потребление, которое подстегнуло жаркое лето», — отметил собеседник РБК. В пресс-службе Coca-Cola не ответили на запрос РБК.
В этом году весенне-летний сезон на всей территории России отличался жарой, которая стимулировала рост потребления напитков, а во многих регионах были сняты карантинные ограничения, которые активизировали традиционные каналы продаж, например HoReCa, резюмировал президент Союзнапитков Максим Новиков.