«Роснефть» попросила у правительства особые условия для работы на шельфе
Из-за западных санкций «Роснефть» решила поторопить правительство с созданием нефтегазового кластера по обслуживанию шельфовых проектов в Западной Арктике. Компания просит власти ускорить ей передачу оборонного 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково под Мурманском, где ремонтируются атомные подлодки. Кроме того, «Роснефть» рассчитывает, что правительство даст будущему нефтегазовому кластеру статус особой экономической зоны, решит вопрос с режимностью объекта и позволит нефтяникам пользоваться инфраструктурой Минобороны.
«Роснефть» подготовила и направила вице-премьеру по ТЭКу Аркадию Дворковичу проект распоряжения правительства (копия есть у РБК) «Об утверждении комплексного плана по реализации проекта создания базы обеспечения арктических проектов на площадке 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково» (закрытое территориальное образование в составе Североморска Мурманской области).
Речь идет о создании на базе завода в Рослякове кластера морской нефтегазовой промышленности для обслуживания нефтедобычи на континентальном шельфе в Арктической зоне России. В августе «Роснефть» совместно с американской Exxon Mobil начала разведочное бурение на скважине «Университетская-1» в Карском море. В перспективе, говорится в пояснительной записке к проекту правительственного распоряжения, «Роснефть» планирует лишь в Карском море установить от 20 до 50 добычных платформ для разработки шельфовых месторождений.
Компания отмечает, что для работ в Западной Арктике (Баренцево, Печорское, Карское моря и море Лаптевых) ей необходима современная береговая база обеспечения с развитой транспортной инфраструктурой и возможностью компактного размещения объектов. Сейчас у «Роснефти» такой базы нет, она вынуждена арендовать имеющий ограниченный функционал причал на берегу Кольского залива в районе поселка Лавна.
На базе завода в Рослякове, который сейчас обслуживает корабли Военно-морского флота, планируется создать ряд производств по обслуживанию арктических шельфовых проектов «Роснефти». Здесь должна разместиться сервисная база флота буровых платформ, задействованных в морских геологоразведочных работах, завод по производству бетонных оснований буровых платформ, завод по сборке подводных добычных комплексов, глубоководный участок стыковки и интеграции верхних строений и оснований буровых платформ, площадка по модульной сборке верхних строений морских буровых платформ.
Чтобы ускорить реализацию проекта, компания просит правительство дать профильным ведомствам ряд поручений, необходимых для создания нефтегазового кластера.
В частности, «Роснефть» просит Минпромторг обеспечить сделку по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) принадлежащих ей 100% минус одна акция 82-го судоремонтного завода в собственность дочки «Роснефти» – «РН-Транс». В ОСК и Минпромторге не смогли прокомментировать планы «Роснефти». Представитель «Роснефти» пока не смог прокомментировать планы по созданию базы в Рослякове.
Минэкономразвития и правительству Мурманской области предлагается внести в правительство согласованные проекты нормативных актов по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Рослякове. Срок выполнения поручения – второй квартал 2015 года.
Минтранс совместно с ФСБ, согласно предложению «Роснефти», должны до конца 2015 года обеспечить включение территории и акватории судоремонтного завода в границы Мурманского морского торгового порта с организацией здесь пункта пограничного и таможенного контроля.
Кроме того, нефтяная компания хочет, чтобы до второго квартала Минобороны, ФСБ, МЧС, Минтранс синхронизировали ведомственные программы развертывания логистической инфраструктуры в арктической зоне с программой освоения шельфа. Более того, «Роснефть» считает необходимой разработку целевой программы развития инфраструктуры Арктической зоны РФ, а функции координатора возложить на Минобороны. Для обслуживания своих шельфовых проектов нефтяная компания просит решить вопрос об использовании морских и авиабаз Минобороны, в частности в поселке Рогачево на Новой Земле, по схеме совместного базирования.
Представители вице-премьера Аркадия Дворковича и «Роснефти» отказались от комментариев. Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов говорит, что создание такой базы – своевременная задача, поскольку России необходимо создавать новые мощности для освоения арктического шельфа и не зависеть от санкций.
Европейские и американские санкции, введенные 12 сентября, ограничили российским нефтяникам не только доступ к финансовым ресурсам, но и к технологиям, и оборудованию для работы в Арктике, для глубоководного бурения и добычи сланцевой нефти. Из-за этого под вопросом оказался совместный проект «Роснефти» и американской Exxon Mobil по геологоразведке в Карском море.
Оценочный бюджет первого этапа проекта по созданию береговой базы составляет $150 млн. А общий объем инвестиций до 2025 года может превысить $500 млн, говорится в пояснительной записке. «Роснефть» обещает, что реализация этого проекта позволит создать до 2000 новых рабочих мест. Замминистра энергетики Кирилл Молодцов сказал, что «Роснефть» не обращалась за бюджетным финансированием этого проекта.
Молодцов указывает на необходимость взаимодействия с другими участниками по освоению арктического шельфа, поэтому следующим этапом могло бы стать участие в нем «Газпрома». Создавать вторую такую базу в стране нелогично и нерентабельно, поясняет Молодцов. Представитель «Газпром нефти», у которой есть проекты на арктическом шельфе, не стал комментировать этот вопрос.
Первые шаги по реализации проекта уже сделаны. 1 сентября президент Владимир Путин подписал указ о выделении поселка Росляково из состава ЗАТО Североморск и снятии с поселка особого режима. Это, в частности, решает вопрос допуска на завод гражданских специалистов.