Крупнейший производитель соли предупредил о риске перебоев с поставками
Железнодорожная администрация Казахстана, которая обслуживает ближайшую расположенную рядом с месторождением крупнейшего российского производителя соли «Руссоль» станцию, предупредила о намерении ввести временный запрет на подачу порожних полувагонов, находящихся в собственности других государств. Это следует из телеграммы национального оператора железнодорожной сети Казахстана — компании «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ; копия документа есть в распоряжении РБК), подписанной управляющим директором по производственным процессам Бауыржаном Урынбасаровым.
Она была направлена во вторник, 20 сентября, в Совет по железнодорожному транспорту государств — участников содружества (орган, координирующий работу железнодорожных администраций стран с «российской» шириной колеи).
Так называемый конвенционный запрет (полный запрет или частичное ограничение на погрузку грузов на какой-либо станции полностью или в адрес конкретного получателя в частности) на подачу порожних полувагонов вводится с 24 по 30 сентября 2022 года.
Представитель РЖД подтвердил информацию о введении Казахстаном ограничений. В Совете по железнодорожному транспорту государств — участников содружества на запрос РБК на момент публикации не ответили. Представитель КТЖ переадресовал вопросы в РЖД.
Запрет на подачу порожних полувагонов Казахстан вводит из-за скопления порожних собственных и арендованных полувагонов «чужих железнодорожных администраций на магистральной сети КТЖ», говорится в телеграмме. В случае нормализации ситуации железнодорожная администрация Казахстана отменит конвенционное ограничение, указано в документе. «Конвенция связана с эксплуатационной обстановкой в Казахстане, со скоплением груза на той стороне», — подтвердили в РЖД.
При чем здесь соль
Временный запрет на подачу Казахстаном порожних полувагонов может грозить остановкой производства и поставок с месторождения «Руссоли», крупнейшего российского производителя соли. Компания поставляет около 42% всей пищевой соли на российский рынок и около 40% технической, оценивает зампред правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Еще около 20% пищевой соли в Россию поставляет Белоруссия, а 15% — сам Казахстан.
В четверг 22 сентября директор компании Сергей Черный уже попросил вмешаться в ситуацию президента Владимира Путина (копия его письма на имя президента есть в распоряжении РБК). Введение конвенционного запрета может практически полностью остановить производство и отгрузку соли на месторождении компании «Руссоль» в Оренбургской области (оно обеспечивает 40% всей добычи группы), пишет Черный.
Представитель «Руссоли» подтвердил факт отправки письма. РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
Суть проблемы Черный описывает так: станцией Илецк-1, расположенной на территории России рядом с месторождением «Руссоли», управляет КТЖ. Под конвенционным запретом, в данном случае речь идет о запрете подачи порожних полувагонов всех перевозчиков, кроме казахстанских, уточняют в компании «Руссоль». Компания же для перевозки соли использует российский парк полувагонов.
На протяжении последних трех месяцев «Руссоль» постоянно сталкивается «с отсутствием взаимодействия» между перевозчиками РЖД и «КТЖ — Грузовые перевозки», которое «выражается в бросании поездов, накапливании порожнего и груженного подвижного состава, введению различных запретов», пишет директор компании.
Действия перевозчиков уже привели «к срыву поставок продукции, в том числе в адрес оборонных предприятий», говорится в письме. По словам Черного, компания обращалась с официальными письмами по поводу сложившейся ситуации, в том числе в Минэкономразвития и Евразийскую экономическую комиссию (регулирующий орган Евразийского экономического союза, в который помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), но «каких-либо решений не последовало».
В случае если проблемы не будут решены, это может привести «к полной остановке поставок соли, в том числе предприятиям, выполняющим оборонные заказы, обслуживающим критически важную социальную и военную инфраструктуру — такую как ТЭЦ и дорожные службы», а также сложностям со снабжением населения, следует из письма.
Представитель «Руссоли» уточнил в разговоре с РБК, что риск полной остановки производства «очень высок, уже сейчас из-за действий железных дорог производство практически не работает». Если ситуация не разрешится, последствия могут быть серьезными, предупреждают в компании: «поставки соли, в том числе по оборонному заказу, на предприятия социальной инфраструктуры и для населения, остановятся».
Запасы соли у поставщиков «на данный момент минимальны», ситуацию усугубляет сезонный пик потребления, связанный с периодом массовой засолки, отмечает Леонов из «Руспродсоюза». Остановка поставок, по его словам, критична: «Запрет введен на неделю, а это примерно 20 тыс. т неотгруженной продукции, что составляет около 17% месячного объема рынка».
Представитель РЖД заявил РБК, что у компании «нормальное рабочее взаимодействие» с КТЖ.
«Казахстан Темир Жолы» в 2022 году уже вводила запреты на движение грузовых вагонов по железной дороге Казахстана, такие меры принимаются в том числе из-за модернизации и ремонта инфраструктуры, отмечает РБК источник, близкий к железнодорожным властям.
РБК направил запрос в Минэкономразвития и ЕЭК.
Чем известна КТЖ
«Казахстан Темир Жолы» принадлежит фонду национального благосостояния «Самрук-Казына» (его единственный акционер — правительство Казахстана). Протяженность эксплуатационной длины железных дорог Казахстана, которыми управляет КТЖ, составляет 16 тыс. км. Через 16 стыковых пунктов КТЖ обеспечивает экономическую связь страны с пятью соседними государствами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном.
В сентябре 2022 года управляющий директор по логистике КТЖ Ерлан Койшибаев заявил, что казахстанские железные дороги достигли исторического максимума в грузообороте. Самый большой рост в объеме перевозок пришелся на транзит грузов за счет их переориентации с альтернативных маршрутов, а также благодаря привлечению новых грузопотоков.
Российские промышленники и железнодорожные операторы не первый раз жалуются на остановку движения Казахстаном их вагонов. В 2020 году КТЖ вводила конвенционные запреты не менее трех раз. Один из них компания объясняла тем, что на станционных путях (они укладываются на станциях дополнительно, помимо главных путей) сети железных дорог Казахстана было «брошено» 5,2 тыс. вагонов, невостребованных в погрузке. Это затрудняло эксплуатационную работу на сети, а также снижало пропускную способность по магистральным путям. При этом в КТЖ подчеркивали, что введение конвенционных запретов — вынужденная мера, носящая эпизодический характер.
В феврале 2021 года Союз операторов железнодорожного транспорта оценивал, что из-за введенного в декабре 2020 года конвенционного запрета Казахстана российские железнодорожные операторы понесли более 108 млн руб. убытков за месяц. О потерях, вызванных необходимостью привлекать более дорогой казахстанский парк, заявляли и металлурги.