ФАС признала Ozon и Wildberries коллективными монополистами
Wildberries и Ozon вместе занимают 80% рынка, что говорит о «доминирующем положении». Об этом заявил журналистам руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский, передает ТАСС.
«Мы в декабре завершили проведение анализа состояния конкуренции на этом рынке и, естественно, установили коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon — вместе они занимают около 80% рынка», — сказал Шаскольский.
По его словам, на маркетплейсы поступает много жалоб от потребителей и компаний. «Они поступают постоянно. Чаще всего жалуются на завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов», — добавил он.
Глава ФАС добавил, что «сейчас действует 448-е постановление», которым вводится мораторий на проверки IT-компаний. Поэтому специалисты ведомства просят компании добровольно устранить нарушения — «изучаем практики, направляем письма, проводим совещания». Шаскольский рассчитывает, что результат этой работы будет положительный.
РБК направил в ФАС вопросы о том, как ведомство оценивало рынок и на основе чего сделало вывод о коллективном доминировании Wildberries и Ozon.
Представитель Wildberries сообщил РБК, что для них «это ожидаемый результат». Он напомнил, что последние несколько лет бизнес компании растет, расширяется инфраструктура в регионах. Кроме того, Wildberries, по его словам, активно инвестирует собственные средства в скидки для покупателей, что увеличивает спрос со стороны покупателей и позволяет продавцам наращивать объем продаж. «Масштаб бизнеса накладывает дополнительную ответственность — когда решения могут повлиять не только на развитие компании, но и всей индустрии в целом. Wildberries уже давно действует с учетом баланса интересов всех сторон платформенного бизнеса», — отметил он.
Представитель Ozon отказался от комментариев.
Согласно данным Росстата, в ноябре 2023 года объем интернет-продаж крупных и средних торговых организаций вырос на 13% по отношению к октябрю и на 29,4% по сравнению с ноябрем 2022 года. При этом доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли данных компаний увеличилась с 9,7 до 9,9% за один год. Лидерами среди российских интернет-компаний были Ozon и Wildberries.