Чем Европа ответила на решение перевести оплату за российский газ в рубли
Президент Владимир Путин заявил 23 марта о том, что оплата поставок российского газа на экспорт в «недружественные» страны переводится с доллара и евро в российские рубли. Он объяснил это тем, что западные валюты, традиционно использовавшиеся в расчетах за российский газ, себя «скомпрометировали».
Путин отметил, что за последние несколько недель рядом западных стран были приняты «нелегитимные решения» по так называемой заморозке российских активов: «Этот «коллективный Запад» фактически подвел черту под надежностью своих валют, перечеркнул доверие к этим самым валютам. И Соединенные Штаты Америки, и ЕС объявили в принципе настоящий дефолт по своим обязательствам перед Россией, и теперь в мире каждый знает, и так-то подозревали, а теперь знают, что обязательства в долларах и евро могут быть не исполнены».
Правительство подготовит директиву единственному экспортеру газа из России «Газпрому» по внесению изменений в действующие контракты, а всем зарубежным потребителям должна быть предоставлена возможность совершать необходимые операции, и нужно создать для них «понятную, прозрачную процедуру» проведения платежей, включая и приобретение российских рублей на внутреннем валютном рынке России, сказал Путин. Для этого ЦБ и Белый дом обязаны в течение недели определить порядок приобретения рублей покупателями российского газа. Путин подчеркнул, что комплекс мер по переводу оплаты за газ на рубли должен быть реализован «в самое короткое время».
Не все европейские партнеры согласны на такие требования.
Сколько российского газа закупают «недружественные» страны
По данным Центробанка, в 2021 году «Газпром» продал трубопроводного газа за рубеж на $54,2 млрд. Из них страны, не признанные недружественными (в основном Турция, Белоруссия, Китай), приобрели его примерно на $11 млрд. По оценке директора по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрия Полевого, на страны, признанные «недружественными» по отношению к России, в 2021 году пришлось более 70% поставок российского газа в денежном выражении.
В январе 2022 года (последние оперативные данные) «Газпром» экспортировал в «недружественные» страны 7,146 млрд куб. м газа на сумму $5,99 млрд, сообщил «Интерфакс» на основе данных Федеральной таможенной службы. Выборка охватывает поставки российского газа в 20 стран: в Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Италию, Латвию, Литву, Македонию, Нидерланды, Польшу, Румынию, Словакию, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швейцарию и Эстонию. Суммарная выручка от экспорта российского газа в январе 2022 года составила рекордные $9,75 млрд.
Как европейцы отреагировали на перевод расчетов в рубли
Австрийская OMV, один из основных партнеров «Газпрома» в Европе, не собирается менять валюту расчета за российский газ, заявил ее гендиректор Альфред Штерн. «Я тоже видел сообщение в СМИ. Нам еще никто не звонил, и у нас действующие контракты, там ничего такого [о возможности изменить валюту расчета] не оговаривалось», — сказал он в интервью телеканалу Puls 24.
Штерн подчеркнул, что OMV продолжит платить «Газпрому» в евро, как предусмотрено действующим контрактом: «У нас нет другой договорной основы, я бы и не мог иначе».
Соглашение между польской PGNiG и «Газпромом» также не предусматривает возможности изменить валюту, в которой осуществляются расчеты, заявил ее глава Павел Маевский. «Контракт с «Газпромом» не предусматривает какого-либо изменения валюты, в которой осуществляются платежи», — сказал он.
Но PGNiG не раскрывает, в какой валюте идут расчеты с российской компанией.
Литовская Ignitis grupe, покупающая газ у «Газпрома» (на него приходится менее трети портфеля Ignitis), теперь намерена отказаться от российского газа, сообщил агентству BNS ее представитель Артурас Кетлерюс, комментируя планы России перевести расчеты в рубли. «Мы платежей «Газпрому» не планируем, поэтому для нас [это] неактуально, но попкорном закупимся», — отметил он.
По словам Кетлерюса, с начала 2022 года Ignitis покупал у «Газпрома» газ только для Латвии и Эстонии (газ для этих стран хранился в Инчукалнском газохранилище в Латвии), а не для Литвы. Премьер Литвы Ингрида Шимоните, в свою очередь, говорила, что страна могла бы выжить без российского газа, но его закупки продолжаются «из-за определенных технических моментов».
Решение Путина о переводе оплаты за газ в рубли привело в замешательство газовую промышленность Германии, заявил в среду агентству DPA глава отраслевого объединения Zukunft Gas Тимм Келер. «Мы с большим замешательством восприняли сообщение о том, что Россия хочет оплаты поставок газа только в рублях. Какие конкретно последствия это будет иметь для торговли газом, мы пока не можем прогнозировать», — сказал Келер. Глава Министерства экономики и климата, вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек сообщил журналистам, что переход в расчетах за газ на рубли стал бы нарушением действующих контрактов с Россией. «Заявление о платежах в рублях является нарушением контрактов», — сказал Хабек. Он подчеркнул, что таким образом Россия демонстрирует, что не является надежным поставщиком энергоносителей. Сложившуюся ситуацию и то, как на нее реагировать, министр намерен обсудить с партнерами в ЕС.
Германия могла бы расплачиваться за поставки российского газа в рублях, но для этого ей пришлось бы нарушить санкции, введенные против Центробанка России, сказал РБК глава комитета бундестага по климату и энергетике Клаус Эрнст. «Да, это могло бы быть, но Германии пришлось бы получать рубли от российского Центробанка и тем самым обходить собственные санкции. Обязательство платить в рублях, вероятно, также было бы нарушением договоров о поставках газа», — сказал Эрнст.
Европа не будет платить за российский газ в рублях, заявил 24 марта премьер-министр Словении Янез Янша на саммите лидеров ЕС в Брюсселе, сообщает Reuters. «Я не думаю, что кто-то в Европе знает, как выглядят рубли, никто не будет платить рублями», — сказал он.
Предправления «Молдовагаза» Вадим Чебан утверждает, что компания с 1 мая перейдет на рубли в расчетах с «Газпромом». По его словам, отказ от долларов прописан в договоре между двумя компаниями, который вступил в силу 1 ноября 2021 года. «Согласно действующим договорным условиям, сейчас у нас есть три варианта оплаты потребленного природного газа: евро, доллар и российский рубль. С 1 мая у нас будет только два варианта: российские рубли и евро. Такой пункт есть в договоре», — сказал он.
Чебан утверждает, что у Молдавии не должно возникнуть проблем в случае полного перехода в расчетах с «Газпромом» на рубли. «Для нас не ново платить в рублях. Более того, у нас и раньше были ситуации, когда мы осуществляли платежи в российских рублях», — рассказал глава «Молдовагаза». При этом у Молдавии возникали сложности с оплатой российского газа в последнее время и она несколько раз просила об отсрочке.
«Дочка» «Газпрома» «Газпром экспорт» уже пробовала продавать газ в Западную Европу за рубли через свою Электронную торговую платформу (ЭТП). «Это имеет большое значение: мы видим, что формат сделок с продажей за рубли востребован европейским рынком», — говорила в августе 2019 года глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. Но в 2021 году через эту площадку было реализовано лишь 7,3 млрд куб. м газа, с середины октября сделок не было. Для сравнения: по данным Международного энергетического агентства, в 2021 году Евросоюз закупил 155 млрд куб. м российского газа (45% европейского газового импорта и около 40% газового потребления).
Есть ли юридические основания для перехода на рубли
В контрактах, аналогичных тем, что заключены у «Газпрома» с европейскими потребителями, четко прописывается порядок расчетов между сторонами, отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Это, в частности, предполагает и фиксирование валюты, в которой такие расчеты осуществляются.
Допустимы ситуации, при которых стороны договариваются о возможности осуществления расчетов в нескольких валютах, продолжает Иккерт.
Контракт также может включать пункт об изменении валюты расчета по взаимному соглашению или по инициативе одной из сторон, если по объективной причине невозможны платежи в валюте, зафиксированной в договоре. Но внесение изменений в условия договора в одностороннем порядке допускается только по соглашению сторон, предупреждает Иккерт. Если такого соглашения достигнуть не удается, стороны могут либо расторгнуть договор, либо обратиться в арбитраж, выбранный при составлении договора, добавляет он.
Эксперт считает, что наиболее очевидный сценарий — расторжение ранее заключенных договоров или отказ от их пролонгации. Представитель «Газпрома» не ответил на вопрос РБК, в какие сроки компания планирует перейти на расчеты в рублях с европейскими покупателями.