Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Бизнес попросил у правительства увеличить финансирование содержания дорог

Дефицит ассигнований на ближайшие 3 года оценили в 639,7 млрд руб.
Бизнес предложил правительству увеличить нормативы затрат на содержание дорог и направлять на их эксплуатацию средства, собранные «Платоном». Недофинансирование может привести к банкротствам компаний и разрушению дорожного полотна
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК, объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности, «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и другие) попросила профильные министерства и ведомства увеличить нормативы финансовых затрат на содержание федеральных автомобильных дорог. Эта и другие меры поддержки прописаны в презентации НИУ ВШЭ, подготовленной по заказу ассоциации и представленной в среду, 23 апреля, на мероприятии НАИК.

Ассоциация также предложила ввести коэффициент интенсивности движения по автотрассам для расчета бюджетных ассигнований, а также изменить методику расчета площади обслуживаемых дорог — применять не линейный километр, а квадратный метр площади твердых покрытий, что поможет более корректно учитывать площадь транспортных развязок, пересечений и примыканий к автодорогам. Еще одна предлагаемая мера — направлять на эксплуатацию автодорог часть средств, собранных в рамках государственной системы «Платон».

До 2030 года правительство направит на содержание дорог 2,48 трлн руб., говорится в распоряжении правительства № 768-р. Это на 1,73 трлн руб. меньше, чем требуется по действующим нормативам: недофинансирование составляет 42%.

В презентации НАИК и НИУ ВШЭ, представленной на форуме, говорится, что на 2025 год в соответствии с действующими нормативами (прописаны в постановлении правительства № 658) требуется 616,3 млрд руб., дефицит составляет 272,5 млрд руб., на 2026 год требуется 653 млрд руб., дефицит равен 209,7 млрд руб., на 2027 год — 692 млрд руб., нехватка финансирования — 157,5 млрд руб. Суммарный дефицит на ближайшие три года равен 639,7 млрд руб. при объеме финансирования 1,96 трлн руб.

Падает и доля ассигнований, направляемых на содержание федеральной дорожной сети. «Если в 2019 году доля расходов на содержание автомобильных дорог в общих расходах Федерального дорожного фонда составляла 16,4%, то в 2024 году — только 14%. В ценах 2019 года в 2024 году расходы относительно 2019 года упали на 2,6%», — говорится в презентации.

Снижение расходов может привести к росту аварийности на дорогах. «Недостаточное содержание автомобильных дорог может оказывать сопутствующее влияние на аварийность и вероятность наступления тяжелых последствий в ДТП», — говорится в презентации. Так, вероятность ДТП с тяжелыми последствиями растет в 2,4 раза, если на месте аварии не работало или было неисправно освещение, в 1,7 раза — если отсутствовали временные технические средства организации движения в местах проведения работ, в 1,6 раза — если дорожное покрытие было неровным, на 24% — имели место недостатки зимнего содержания, на 15–25% при отсутствии (плохой различимости) горизонтальной разметки проезжей части.

«Имеется статистическая зависимость между расходами на содержание дорог и относительными показателями аварий: чем больше объем дорожных фондов, в том числе части на содержание, тем меньше аварий», — утверждают авторы презентации.

Минтранс анонсировал появление на дорогах беспилотных авто к 2027 году
Технологии и медиа
Фото:Сергей Бобылев / ТАСС

Финансовое положение участников отрасли

В динамике авторы исследования видят ухудшение положения участников отрасли. С 2020 года доля убыточных компаний, занимающихся эксплуатацией автодорог и автомагистралей, увеличилась с 12 до 23% в 2024 году, говорится в презентации. «По данным СПАРК, среди 869 компаний, у которых основной вид деятельности — эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей, количество компаний с убытками выросло со 112 в 2020 году до 199 в 2024 году. На 1 апреля 2025 года из 1397 компаний, у которых основной вид деятельности — эксплуатация автодорог и автомагистралей, 51 находится в состоянии банкротства», — говорится в презентации.

Гендиректор «Автобан — эксплуатации» Игорь Рубахин заявил на сессии во время презентации, что в контрактах компании заложен минимум рентабельности и «через год-два она будет равна нулю». Дмитрий Хвастунов, соучредитель Борисоглебского дорожно-ремонтного строительного управления № 2 (Воронеж), посетовал на увеличение расходов на материалы, так как техническая соль подорожала с 3 тыс. до 6,5 тыс. руб. По его словам, компания сегодня «зарабатывает на строительстве дорог, а на содержание тратит». Валерий Дорган, исполнительный директор «Мостотрест-Сервиса» (входит в «Нацпроектстрой»), сказал, что компания тратит на штрафы 50–70 млн руб. в год, что также усугубляет ее финансовое положение.

РБК направил запросы в Минфин, Минтранс, Федеральное дорожное агентство, аппарат Марата Хуснуллина.

Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ, считает, что главная угроза хронического недофинансирования содержания дорог состоит не в банкротстве отраслевых игроков, а в деградации дорожной сети, что приведет к необходимости строить автотрассы заново. Предложенные НАИК меры, по его мнению, кардинально не решат проблему нехватки финансирования. «В бюджете сегодня нет средств на поддержание дорожной сети. Одна из основных причин — в том, что наши 60 млн владельцев автомобилей сильно не доплачивают за ее пользование. Значительной части водителей придется больше платить, пусть это и непопулярная мера. Для этого, возможно, нужно будет изменить систему платежей, отказавшись от акциза и перейдя на оплату за километр пробега», — считает эксперт.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Финансы"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 25 декабря
EUR ЦБ: 92,47 (-0,34)
Инвестиции, 17:37
Курс доллара на 25 декабря
USD ЦБ: 78,44 (-0,15)
Инвестиции, 17:37
Минфин Украины спрогнозировал долговые выплаты страны на уровне 10% ВВП Политика, 18:27
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25
Восемь летевших на Москву беспилотников сбили за сутки Политика, 18:23
Операторы предупредили о росте цен на связь и интернет Технологии и медиа, 18:17
Путин вручил высшую госнаграду Никите Михалкову Политика, 18:12
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Bloomberg назвал рубль одним из самых прибыльных мировых активов Финансы, 18:08
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Хоккеист «Авангарда» получил перелом из-за попадания шайбы в лицо Спорт, 18:06
Количество магнитных бурь в 2025 году стало рекордным за девять лет Общество, 18:01
В АСВ выбрали нового главу после ареста Мельникова Финансы, 17:52
План управления рисками: примеры, шаблон и ошибки внедрения Образование, 17:45
ЦБ оставил курс доллара на 25 декабря ниже ₽79 Инвестиции, 17:44
Bloomberg узнал о требованиях России к мирному плану по Украине Политика, 17:41
На Украине учредили День программиста в дату григорианского Рождества Политика, 17:36