Все российские компании покинули рейтинг привлекательности для акционеров
По итогам пяти лет, с 2010 по 2014 год, ни одна из российских компаний не попала в ежегодный рейтинг создания добавленной акционерной стоимости, который высчитывают эксперты The Boston Consulting Group (BCG). В новый доклад попали почти 300 мировых концернов из 27 отраслей, показавшие наибольший прирост средневзвешенного совокупного дохода акционеров (total shareholder return, TSR). Индекс TSR отслеживает рост стоимости акций и объем дивидендов, которые эти акции приносят владельцам за определенный период времени.
Сейчас отчет BCG посвящен достижению максимальной эффективности вопреки неблагоприятной ситуации в отрасли и экономике в целом, говорится в пресс-релизе BCG. Взгляд с позиции создания акционерной стоимости помогает понять, нужно ли что-либо серьезно менять в компании, пишет аналитик BCG и один из авторов доклада Джефф Котцен.
Для анализа использовались только компании, капитализация которых превышает $50 млрд. Из лидеров по 27 отраслям в рейтинге — восемь американских компаний, три филиппинские, по две компании из Таиланда и Индонезии.
В прошлогоднем докладе (речь шла о периоде с 2009 по 2013 год) российские компании были среди лидеров рейтинга: «Магнит», АФК «Система» и (на тот момент) дочерняя ей «Башнефть» возглавляли топ-10 по своим отраслям. В рейтинг также входили НОВАТЭК (занимал четвертую строчку в сегменте «Нефть»), Сбербанк (второе место среди банков) и «Северсталь» (шестая строчка по списку «Металлургия»).
В этом году лидеры сменились, и российских компании в рейтинге нет. В частности, с 2009 по 2013 год котировки «Магнита» на Московской бирже выросли на 1840%, а с 2010 по 2014 год акции компании показывали уже не такой впечатляющий рост — 349%.
Лидером в топ-10 в категории «Ретейл» стала в этом году американская сеть фастфуда Domino's Pizza (за пять лет она выросла на 1134%).
С 2009 года по конец 2013 года котировки АФК «Система» на Московской бирже выросли на 896% — это был лучший показатель среди компаний в сегменте «Телекоммуникации». Но прошлый год сильно пошатнул позиции компании — с 2010 по 2014 год цена на акции группы Владимира Евтушенкова упала на 52%. Сейчас лидер среди телекоммуникационных компаний — таиландская корпорация True (в 2014 году не входила в первую «десятку»).
В этом году лидером среди банков стал южноафриканский FirstRand и индонезийский Bank Rakyat. Сбербанк, который до этого занимал вторую строчку, из списка выбыл, показав падение на 34% (в предыдущем рейтинге рост составлял 339%). НОВАТЭК отдал свое место американской Magellan Midstream Partners, а концерн Алексея Мордашова «Северсталь» шестое место в сегменте «Металлургия» — турецкой компании Erdemir Group.
Неудивительно, что российские компании выпали из этого рейтинга, говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Сейчас отсутствуют причины для роста акционерной стоимости российских активов: экономика в рецессии, каждый месяц приносит новое дно, говорит эксперт.
«Российский фондовый рынок в долларовом отношении за год обвалился. Это означает, что в долларовом выражении стоимость российских компаний снизилась», — пояснил РБК директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Он предположил, что именно девальвация рубля, скорее всего, стала основным фактором, который привел к вылету Сбербанка, НОВАТЭКа, «Северстали», АФК «Системы», «Магнита» и «Башнефти» из рейтинга BCG.
Брагин усомнился в том, что исчезновение российских компаний из рейтинга BCG негативно повлияет на отношение к ним инвесторов. «Это рейтинг, который отразил уже существующую ситуацию, компании, в которые не нужно было бы вкладывать», — сказал эксперт.
Вес отдельных факторов при определении TSR определяется по сложной формуле. Сначала BCG исследует выручку компании вместе с изменениями ее маржинальности — это является основой для вычисления ее фундаментальной стоимости. Затем BCG использует изменения в мультипликаторе стоимости, чтобы оценить влияние ожиданий инвесторов на индекс TSR. Вместе эти два фактора влияют на капитализацию компании, то есть на прибыль или убыток для инвесторов. Наконец, третий фактор, который влияет на TSR, — cash-flow, который поступает к инвесторам и держателям облигаций в виде дивидендов, выкупа акций и погашения долговых обязательств.
BCG подчеркнула, что все эти факторы взаимодействуют друг с другом. Например, компания может нарастить выручку, выкупив другое предприятие и увеличив с помощью этого приобретения объем выплат дивидендов. Однако TSR от этой операции может и не изменится, так как покупка привела к снижению маржинальности всей компании.
Консалтинговая компания BCG создана в 1963 году предпринимателем Брюсом Хендерсоном, который до этого работал вице-президентом электротехнического гиганта Westinghouse Electric. В 1970 году Хендерсон сформулировал так называемую матрицу BCG, которая позволяет классифицировать компании в зависимости от объема продаж и доли на рынке. Сейчас BCG является одним из наиболее влиятельных агентств в сфере управленческого консалтинга и бизнес-стратегии. Всего компания имеет 82 офиса в 46 странах, отделение в Москве было открыто в 1994 году. По итогам 2014 года выручка BCS составила $4,55 млрд.