Власти оценили в ₽100 млрд водный маршрут от Азовского моря до Каспия
![Фото: Сергей Фомин / Global Look Press](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/95/756692230657950.jpg)
Круглогодичное водное сообщение между Азовом и Каспием по так называемой южной подкове (похожий на подкову маршрут Астрахань — Ростов через Волго-Донской судоходный канал) будет стоить приблизительно 100 млрд руб., рассказал в интервью РБК руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев. «Даже чуть меньше. Для такого масштабного проекта это не сильно много», — заметил он. Если инженерами будет отработано типовое решение, позволяющее гидроузлам работать в зимних условиях, можно будет еще удешевить весь проект, добавил чиновник.
![Власти оценили в ₽100 млрд водный маршрут от Азовского моря до Каспия](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/68/756692658018681.png)
По его словам, реализация проекта позволит перевозить зимой те грузы, которые сейчас нельзя доставить через каскад гидроузлов, находящихся на отрезке между Волгоградом, Азовским и Черным морями. «Мы проделали достаточно большую работу с грузовладельцами, у кого грузы тяготеют к «южной подкове», и видим, что он окупается в достаточно приемлемые сроки даже для такого масштабного инфраструктурного проекта. Эффективность есть даже при самой пессимистичной оценке грузовой базы», — говорит Джиоев.
В 2021 году при навигации 251 сутки через Волго-Донской канал прошли 9 тыс. судов, которые перевезли 12,6 млн т. По оценке руководителя отдела аналитики отраслевого агентства PortNews Виталия Чернова, реализация проекта Росморречфлота может добавить водному транспорту дополнительно до 4 млн т грузопотока в год. С учетом ставки России на развитие международного транспортного коридора «Север — Юг», в который включены Волга и Каспий, расширение навигации на Волго-Доне необходимо, добавляет эксперт. «Это было бы полезным и для государств, которые находятся на Каспии, и для наших отправителей из центральной части России, чтобы они могли, например, по железной дороге довезти свои грузы до какого-то южного терминала и дальше уже вывозить водным путем», — объясняет Джиоев.
Но прежде чем приступить к реализации этого проекта, надо завершить строительство Багаевского гидроузла на Дону (местные власти рассчитывают на начало судоходства через него в 2025 году) и Городецкого узла на Волге (к 2025 году). Когда оба этих проекта завершатся, власти смогут заняться и круглогодичным сообщением между Каспием и Азовским морем, сказал Джиоев. Реконструкция 19 гидроузлов на Волго-Донском канале и на реке Дон, строительство четырех речных ледоколов для увеличения срока навигации с восьми до 11 месяцев в направлении «Каспий — Азов» предусматриваются с 2025 года, говорил в январе 2022 года замминистра транспорта Александр Пошивай (курирует Росморречфлот).
Прямо сейчас есть более приоритетные задачи: строительство собственного транспортного флота, решение проблем с его страхованием, расширение провозной способности железных дорог и пропускной способности портовой инфраструктуры, замечает Чернов. Для успешной реализации потенциала коридора «Север — Юг» Каспий требуется особое внимание, но пока кажется сомнительной реализация проекта по созданию круглогодичного водного пути между Астраханью и Ростовом, отмечает управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. К тому же ученым еще предстоит проанализировать, как это скажется на зимовке рыбы, добавляет он.