Глава ФАС предложил меры поддержки владельцев АЗС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила меры для улучшения маржинальности АЗС, заявил глава ФАС Максим Шаскольский, отвечая на вопрос РБК на брифинге.
«Мы подготовили предложения по росту продаж бензина [на бирже с 11%] до 15% (от производства), зафиксировать индикативную цену в формуле демпфера на уровне текущего года, снижение ставки на эквайринг и т.д.», — сказал Шаскольский.
Шаскольский уточнил, что ФАС уже направила в Центробанк предложение по снижению ставки эквайринга для АЗС с 1,5 до 1%.
Демпферный механизм, введенный в 2019 году, нужен для поддержки стабильности цен на нефтепродукты на внутреннем рынке вне зависимости от колебания стоимости нефти в мире. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. Индикативная цена на бензин и дизтопливо, заложенная в формулу демпфера, — это оптовая цена, которую устанавливает правительство, от нее зависит уровень компенсации нефтяникам. С начала 2021 года индикативная цена росла быстрее розничной, поэтому нефтяные компании заявляли, что не получают достаточного возмещения своих потерь.
В конце января предправления «Газпром нефти» Александр Дюков предложил индексировать индикативную цену в демпфере в пределах инфляции, а не на 5%, как было предусмотрено этим механизмом. «Речь идет о том, чтобы индексировать демпфер, но не на 5% в год, как сейчас. Если розничные цены растут на 1,5–2%, то проводить индексацию [индикативных цен] нужно в том же размере», — сказал тогда он. На совещании у вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Григоренко в марте это предложение, по сути, было поддержано.
Теперь глава ФАС предлагает вообще не индексировать индикативную цену, оставив ее на уровне 2021 года. Но он оговорился, что решение за Минфином. «Первая рука — это Минфин, но мы считаем, что формулу демпфера, включая индикативную цену в ней, возможно зафиксировать на таком же уровне, как в этом году, чтобы защитить внутренний рынок от [повышательных] трендов, которые идут на мировом рынке», — добавил он.
РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.
Помимо этих мер поддержки в правительстве также обсуждается отмена запрета на продажу на АЗС слабоалкогольных напитков, включая пиво. «Что касается реализации [слабоалкогольных] напитков, это надо обсуждать с широким кругом [участников], это в меньшей степени наше решение», — сказал Шаскольский. «Но, возможно, какая-то логика в этом есть. Это, безусловно, даст им (АЗС. — РБК) прирост маржинальности в 50 коп. за литр <... >. Это 10% к маржинальности», — добавил он.
По данным Росстата, стоимость бензина в России с начала года по 20 декабря увеличилась на 8,71%, превысив инфляцию за тот же период в 7,98%. Но, по данным индекса топливных цен «Петрол плюс», бензин Аи-92 на АЗС с начала 2021 года вырос меньше инфляции — на 7,8%, до 47,1 руб. за литр, а стоимость Аи-95 превысила этот уровень, увеличившись на 8,44%, до 52,16 руб. за литр. Дизельное топливо подорожало на 10,2%, до 52,99 руб.