Снова у руля: зачем Сергей Петров возвращается к управлению «Рольфом»
«Рольф» и Петров
«Рольф» и Петров
Основатель крупнейшей автодилерской группы «Рольф» Сергей Петров в мае станет председателем ее совета директоров, сообщил РБК представитель компании.
Петров, создавший «Рольф» в 1991 году и бессменно руководивший компанией 13 лет, в 2004 году покинул пост президента компании, занявшись стратегией развития группы. А в 2006 году он полностью отошел от управления, перед тем как был избран депутатом Госдумы от «Справедливой России». В 2015 году стало известно, что единственный владелец группы — его сын Александр. Группа по-прежнему подконтрольна его трасту Rishy Trust, следует из кипрского реестра компаний.
Сеть «Рольфа» включает 61 салон в Москве и Санкт-Петербурге, в которых продаются 22 марки автомобилей. По итогам 2017 года группа сохранила первое место по выручке в рейтинге издания «АвтоБизнесРевю»: она увеличилась на 21,3%, до 193,3 млрд руб., а чистая прибыль — в 2,7 раза, до 3,7 млрд руб.
«Рольф» продолжает придерживаться стратегии развития до 2020 года, которая предполагает сохранение лидерства в продажах новых автомобилей, автомобилей с пробегом, сервисных и финансовых услуг, сказал РБК представитель группы. По его словам, Петров, который в 2016 году не стал переизбираться в Госдуму, решил вернуться к стратегическому управлению, чтобы «быть ближе к компании в этот важный момент ее развития».
В 2016 году в интервью «Ведомостям» Петров говорил, что, возможно, вернется на пост председателя совета директоров компании. «Мы видим хорошие перспективы в нашем очень сложном, низкорентабельном, эмоциональном бизнесе, который может рассыпаться буквально за несколько месяцев, если его забросить», — сказал он. По словам бизнесмена, стратегия компании — «иметь максимально свободные руки, максимальную гибкость и максимальную эффективность по сравнению с конкурентами». В среду он не ответил на звонок РБК.
«Насколько я понимаю, Петров окончательно никогда не покидал «Рольф». В определенные годы он меньше участвовал в деятельности с точки зрения принятия решений, но все равно контроль с его стороны оставался», — сказал РБК глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. Ситуация на рынке остается непростой, поэтому когда основатели возвращаются к управлению компанией, это хороший знак для ее развития, добавил он.
Нынешний председатель совета директоров «Рольфа» Татьяна Луковецкая, которая начинала работу в группе в 1992 году, а в 2013–2016 годах была ее гендиректором, покинет компанию и перейдет на должность одного из топ-менеджеров краснодарского дилерского холдинга «Ключавто» (занял шестое место в рейтинге «АвтоБизнесРевю» в 2017 году), который планирует выйти на московский рынок, запустив пять дилерских центров. Об этом РБК рассказал представитель «Рольфа», информацию подтвердил представитель «Ключавто», не уточнив деталей.
Переход Луковецкой в «Ключавто» косвенно свидетельствует об амбициозных планах этого регионального дилера, замечает Мосеев. Компания нацелилась на федеральный уровень, но сейчас на рынке довольно низкая доходность, предупреждает он.
Дилеров меньше, проблем больше
Дилеров меньше, проблем больше
В первые годы после того, как Петров дистанцировался от управления «Рольфом», российский авторынок продолжил расти: по данным Ассоциации европейских автопроизводителей (АЕБ), за 2007 год продажи новых машин составили 2,38 млн штук, а в 2008 году достигли 3 млн — рекордного для России уровня. В это время «Рольф» был многопрофильной группой с оборотом почти $4 млрд, которая помимо продаж машин владела логистической компанией (Rolf SCS) и собиралась продавать самолеты и яхты.
Но после интенсивного роста последовали две волны кризиса с кратким восстановлением в 2010–2012 годах: в 2009 году продажи снизились на 49%, до 1,5 млн машин, в 2012-м вернулись на уровень 2,9 млн штук, а к 2016 году рынок снова сократился вдвое, до 1,4 млн автомобилей. Продажи возобновили рост только в 2017 году, но по-прежнему ниже докризисного уровня — 1,59 млн машин (плюс 11,9% к предыдущему году).
В 2017 году число дилерских центров в России сократилось почти на 3%, до 3410. Осенью 2017 года прекратила свою деятельность группа «Независимость», а в марте 2018 года стало известно о проблемах автодилера Genser, который за месяц потерял все контракты с дистрибьюторами. Сейчас его крупные кредиторы — Московский кредитный банк и банк «Российский капитал» — судятся о признании компании банкротом.
Несмотря на кризис в отрасли, рыночная доля «Рольфа» растет: в 2014 году компания увеличила продажи автомобилей на 14,4% (при падении рынка на 5%), в 2016-м — на 16% (в целом продажи в России сократились на 11%), а в 2017 году — еще на 15%. К тому же в 2016 году компания купила четыре дилерских центра «Пеликан-авто». По итогам 2017 года доля «Рольфа» в продажах новых машин достигла 7,1% (собственная оценка компании), увеличившись более чем вдвое с момента отхода Петрова от управления.
Ситуация на рынке до сих остается напряженной, объемы продаж значительно меньше уровня 2012–2013 годов, предупреждает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. АЕБ прогнозирует, что в 2018 году продажи возрастут лишь на 10%, до 1,75 млн автомобилей. Рентабельность дилеров низкая, поэтому перед ними стоят задачи научиться работать в этих условиях и находить новые источники заработка. «Отчасти с этим может быть связано и решение Петрова вернуться к более плотному управлению компанией, чтобы иметь возможность контролировать операционную деятельность», — считает Беспалов.
Как собственники возвращались к управлению бизнесом
Собственники компаний нередко берут управление в свои руки: как правило, это происходит перед крупными сделками или в кризисных ситуациях. Например, перед IPO АФК «Система» в 2005 году во главе компании на год встал основатель Владимир Евтушенков. Владелец «Северстали» Алексей Мордашов также занялся оперативным управлением компании перед размещением на бирже.
В кризисном 2009 году, за год до IPO UC Rusal, компанию возглавил ее основной владелец Олег Дерипаска, который отошел от оперативного управления только в 2014 году.
Основатель и акционер Бинбанка Михаил Гуцериев возглавил совет директоров банка в марте 2017 года, за полгода до того, как его санировал ЦБ. Как рассказывал его племянник и глава Бинбанка Микаил Шишханов, он сам попросил об этом Гуцериева, заметив проблемы банка еще в начале года.
В августе 2017 года, незадолго до объявления о санации банка «ФК Открытие», к управлению ее основного акционера «Открытие Холдинг» вернулся крупнейший совладелец холдинга Вадим Беляев. Смена руководства произошла на фоне сообщений о привлечении в «ФК Открытие» нового инвестора для увеличения капитала банка.