Депутаты и бизнес предлагают использовать труд зеков за пределами колоний
Инициативу Хинштейна уже поддержали в Федеральной службе исполнения наказаний, сообщает газета «Коммерсантъ». Там согласны с тем, что есть возможность отправлять на производства осужденных к исправительным работам или к отбытию наказания в колониях-поселениях. В настоящее время таких заключенных насчитывается более 39 тыс.
Предприятия, которые захотят использовать труд заключенных, должны будут создать для них специальные общежития, которые будут должным образом оборудованы и получат охрану ФСИН.
В качестве положительного Хинштейн указывает пример Жешартского фанерного комбината в Коми, где 178 человек трудились в 50 км от своей колонии-поселения. Предприятие взяло на себя затраты по оборудованию общежития, а управление ФСИН — организацию охраны и оплату питания заключенных. В ходе реализации проекта предприятие получило более 17 млн руб. дохода, а чистая прибыль за 2014 год составила более 1,8 млн руб. «Осужденные прошли трудовую адаптацию, а предприятие, которому нужна была помощь в виде дешевой рабочей силы, выжило и работает», — считает Хинштейн.
«Мы обсуждали, как можно привести бизнес в колонии, чтобы были нормальные зарплаты и занятия, за которые, скажем так, обычный гражданин не возьмется, — рассказал первый замдиректора ФСИН Анатолий Рудый.— Нужно, чтобы мы могли на объект осужденных доставлять и не каждый день возить назад, а создавать условия работы на конкретном предприятии». По его словам, в поддержку идеи выступила и уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, которая, например, предложила использовать осужденных для очистки лесов от сухостоя.
«Инициатива правильная, но только если заключенным дадут возможность добровольно выбирать работу, — заявил руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин.— В противном случае речь идет о восстановлении экономической модели ГУЛАГа, когда за счет низкооплачиваемого или вовсе бесплатного труда возводились все главные стройки СССР».
Разговоры о трудовой адаптации — лукавство, — считает сотрудник экономического факультета МГУ Олеся Костенко, занимавшаяся исследованием экономики ФСИН. — В колониях-поселениях, как правило, оказываются люди, которые не совершили тяжких преступлений и которые имели какие-либо профессиональные навыки. Если, к примеру, бухгалтеру или врачу дадут лопату месить цемент, он, напротив, растеряет полученные на воле навыки и после освобождения будет никому не нужен».