Продавец самой дешевой водки начал терять долю после проверок ФНС и ФСБ
Водка марок «Добрый медведь», «Калина красная» и «Старая марка», принадлежащих компании «Статус-групп», начала терять рыночную долю. При этом по итогам прошлого года бренды заняли три из пяти мест среди самых продаваемых. Как пишет «Коммерсантъ», снижение началось после проверок ФСБ и ФНС заводов в Кабардино-Балкарии, производивших водку для «Статуса».
В феврале предприятия были лишены лицензии. Правоохранительные органы обнаружили, что те использовали схемы по уклонению от уплаты акциза. Водка «Статус-групп» продавалась на уровне предельно разрешенной государством минимальной розничной цены (МРЦ) 185 руб. На акциз в себестоимости бутылки приходилось 100 руб. Благодаря схеме компании удавалось оставаться единственным игроком рынка, который мог продавать водку на уровне МРЦ.
Как писали «Ведомости», заводы, на которых проводилась проверка, разливали продукцию «Статус-групп», однако никак не были связаны ни между собой, ни с самой компанией. Источники издания говорили, что ФСБ действовала по поручению президента России Владимира Путина. При этом, как писала газета, к самому «Статусу» налоговых претензий у проверяющих не было. При этом после проверок сообщалось о приостановке отгрузки продукции «Статуса».
В свою очередь, источник, знакомый с ходом следствия, говорил РБК, что руководству компании не будут предъявлять обвинения по делу о неуплате налогов кабардинскими заводами. По ее словам, компания закупала водку у завода не напрямую, а через компанию-прокладку, то есть доказать ее информированность и заинтересованность в схемах по уклонению от уплаты акцизов крайне сложно.
Согласно данным Nielsen, продажи водок «Статуса» достигли пика в январе 2016 года. Доля марки «Добрый медведь» в объемном выражении за прошлый год выросла с 1,15% до 4,02%, «Калины красной» — с 1,02% до 3,72%, «Старой марки» — с 1,18% до 3,28%. На начало года бренды занимали второе, четвертое и пятое места в пятерке наиболее продаваемых брендов. «Статус-групп» к концу прошлого года стала абсолютным лидером на оптовом рынке водки с долей 18,4%. В феврале—марте доля «Доброго медведя» снизилась до 3,39%, «Калины красной» — до 3,24%, «Старой марки» — до 3,03%.
Как отмечает «Коммерсантъ», «Статусу» не удалось компенсировать выпавшие объемы. Компания вела переговоры о розливе с «Татспиртпромом», однако он от контракта отказался. С конца февраля «Калину красную» и «Старую марку» выпускают осетинские предприятия «Правобережный» и «Ракурс». По словам руководителя крупной дистрибьюторской компании, объем недопоставки по этим брендам составляет с тех пор 70–80%. В пресс-службе «Дикси» газете сказали, что в магазины сети продолжаются поставки марок «Статуса», однако не уточнили, о каком объеме идет речь. В «Магните» затруднились сказать, продолжает ли сеть сотрудничество с компанией.
«Коммерсантъ» также отметил, что снижение доли «Статуса» могло положительно сказаться на производстве других российских водок. По данным Росстата, в апреле производство водки в России выросло на 30,4%, до 6,5 млн дал, а в целом за первые четыре месяца года — на 3,9%, до 16,5 млн дал. В разговоре с газетой топ-менеджер Roust заявил, что на этот результат могли положительно повлиять проблемы «Статуса». В отчете самой компании на прошлой неделе говорилось о признаках улучшения в динамике заказов со второго квартала. Падение продаж во втором полугодии 2015 года Roust связывала именно с «атакой» дешевой продукции «Статус-групп».
Как ранее писал РБК, имя главного бенефициара «Статус-групп» не раскрывается. В компании указывали, что владельцем является известный бизнесмен. Три источника на алкогольном рынке из числа топ-менеджеров частных компаний в 2015 году рассказывали РБК, что за созданием «Статус-групп» стоит экс-совладелец «Металлоинвеста» миллиардер Василий Анисимов (56-е место в рейтинге Forbes с состоянием $1,2 млрд). Компания «Статус-групп» никак не связана с Анисимовым, говорилось в заявлении бизнесмена, поступившем в РБК на прошлой неделе.