BCG спрогнозировала сокращение производства авто из-за дефицита чипов
Дефицит полупроводников может привести к сокращению глобального производства автомобилей в 2021 году на 7–9 млн единиц, говорится в исследовании консалтинговой компании Boston Consulting Group (есть у РБК).
В первом квартале этого года потери автопроизводителей составили около 1,4 млн единиц, во втором — 2,6 млн. В третьем и четвертом кварталах, по прогнозу BCG, падение составит от 3 млн до 5 млн единиц.
Как отметили авторы исследования, проблема возникла еще до пандемии коронавируса. Впоследствии она осложнилась из-за нескольких факторов. Это спрос со стороны производителей других товаров, особенно бытовой электроники; влияние неблагоприятных погодных условий на цепочки поставок, например ледяной шторм в Техасе, и другие форс-мажорные события, такие как пожар на фабрике чипов компании Renesas в Японии.
Наибольшие потери производства в первом полугодии понесли Ford — более 700 тыс. единиц, Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge и другие) — почти 600 тыс., а также Renault-Nissan-Mitsubishi — более 415 тыс. единиц, говорится в исследовании.
По словам председателя BCG в России и СНГ, руководителя направления автомобилестроения Владислава Бутенко, поставки микросхем постепенно возобновляются, но пандемия продолжает вносить свои коррективы. В частности, в третьем квартале восстановление производства затормозило распространение индийского штамма коронавируса, отметил он. В связи с этим в BCG ожидают, что стабилизация наступит не раньше второго полугодия 2022-го.
Бутенко предупреждает, что сложившаяся ситуация может негативно повлиять на планы развития электротранспорта, который больше зависит от электронных компонентов, чем обычные автомобили. Кроме того, о корректировке объема производства из-за вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии начинают задумываться и производители других компонентов, отметил он. «Если это произойдет без плотного взаимодействия между сторонами, появится возможность возникновения системного и довольно долгосрочного сбоя в цепочках поставок», — считает Бутенко.
По данным исследования, автомобильная промышленность постепенно наращивает бронирование мощностей по производству микросхем. Однако в четвертом квартале ожидается высокий спрос со стороны других отраслей из-за предстоящего роста продаж бытовой электроники в связи с началом учебного года и новогодними праздниками. Это вновь увеличит дефицит чипов, отметили авторы исследования. И поскольку стандартный производственный цикл составляет 10–12 недель, а мощности по монтажу плат заняты на 6–12 месяцев вперед, существенные изменения наступят нескоро, заключили они.
В частности, с проблемами поставок электронных компонентов столкнулся российский концерн АвтоВАЗ. С 23 августа он на неделю приостановил работу на всех трех линиях по производству автомобилей завода в Тольятти. О подобной проблеме компания сообщала также в июне и июле. Так, 1 июня АвтоВАЗ приостановил производство Lada Granta, а 14 июля заявил о приостановке на день выпуска моделей Lada Largus и Xray, Renault Sandero и Logan.